Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Дети-сиблинги. Воспитание и взаимоотношения братьев и сестёр

Дата публикации: 2024-04-22 11:27:51
Статью разместил(а):
Медникова Надежда Вацлавасовна

Дети-сиблинги. Воспитание и взаимоотношения братьев и сестёр

Sibling children. The Parenting and relationship of brothers and sisters

 

Автор: Медникова Надежда Вацлавасовна

ГБДОУ Детский сад № 33 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия

E-mail: varvik9311@mail.ru

Mednikova Nadezhda Vatslavasovna

Kindergarten № 33, St. Petersburg, Russia

E-mail: varvik9311@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье автор пишет о взаимодействии братьев и сестёр, внутрисемейных ролях и факторах, влияющих на формирование и развитие личности. Раскрываются причины внутрисемейных конфликтов и роль взрослого в их преодолении.

Abstract: In this article, the author writes about the interaction of brothers and sisters, family roles and factors influencing the formation and development of personality. The causes of intra-family conflicts and the role of an adult in overcoming them are revealed.

Ключевые слова: сиблинги, братско-сестринские отношения.

Keywords: siblings, fraternal-sisterly relations.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Сиблинги - от английского «sibling» - родной брат или сестра (потомки одних родителей).

Проблема «братьев и сестёр», также стара, как проблема «отцов и детей». Она неотделима от семейных отношений в целом, и, вероятно, не разрешима до конца. Еще в Библии рассказывается история о Каине и Авеле, которая служит ярким примером трагичных отношений родных братьев. Историй такого рода бесчисленное множество, и эта проблема актуальна для людей во все времена, недаром в русских народных сказках часто можно встретить подобные строки:

Старший умный был детина,
Средний был и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.

В наше время, отношениям с отцом и матерью в психологии уделяется достаточно много внимания, но, о взаимодействии братьев и сестёр говорят гораздо меньше, хотя оно также оказывает большое влияние на формирование личности – внутрисемейные роли тесно связаны с самоощущением растущего человека, восприятием и запечатлением картины мира и тем, как он выстраивает отношения в коллективе сейчас и будет делать это в будущем.

Материал, представленный в данной статье будет полезен широкой аудитории читателей: родителям, педагогам и людям, интересующимся вопросами психологии отношений.

«Пока ребенок единственный в семье – проблемы только с ним, но, когда появляются еще дети – начинаются проблемы с двумя… А также и у них друг с другом».

Существуют различные факторы, влияющие на формирование и развитие личности каждого ребёнка и непосредственно на взаимоотношения братьев и сестёр, основными принято считать: число детей в семье, их пол, порядок и промежутки рождения. Чаще всего выявляют закономерности:

Для детей из многодетных семей.

Для старших (первенцев).

Для средних и младших сиблингов.

Для близнецов.

Для единственных детей.

Стереотипы не означают, что каждый должен быть именно таким, но… люди, родившиеся в семье в той или иной последовательности, чаще всего бывают именно такими. Рассмотрим подробнее закономерности каждой группы.

Многодетные семьи:

В этих семьях обычно четко определяется позиция старшего ребенка: он должен стать «родителем» и наставником для братьев и сестер, служить для них примером. Эти обязанности формируют у него самостоятельность и сознательность, не свойственную его сверстникам. Одновременно младший оказывается в позиции ребенка для каждого члена семьи, что сильно влияет на его развитие и взросление.

В многодетных семьях между детьми складываются взаимоотношения характерные для малой группы. Характеристики средних детей зависят от того, в группе каких детей они родились, среди младших или среди старших. Промежуточная позиция средних детей стимулирует развитие у них социальных навыков. Они часто умеют вести переговоры и ладить с различными людьми.

Единственный ребенок в семье:

Не имеет конкурирующих сиблингов, что сказывается на его недостаточной зрелости и неготовности к вступлению во взрослую жизнь:

он слишком чувствителен к материнской заботе,

зависим от опеки других родственников,

эгоцентричен.

Старший ребёнок:

Как правило, наделяется большей ответственностью, большими правами и обязанностями.

Может чувствовать себя ответственным за семейное благосостояние, продолжение семейных традиций, часто становится лидером.

Чаще других наследуют профессии отца и деда (особенно мальчики), и с ними семья в большей степени связывает успехи в карьере.

Акцент на высокие достижения делает старшего ребенка более серьезным, стремящимся к совершенству и менее склонным к играм, чем другие.

При рождении младшего ребенка, чаще всего переживает психологическую травму, связанную с потерей центрального места в семье!

Стремится восстановить его либо путем «примерного поведения» и достижений, либо «подставляя» малыша и наговаривая на него.

Часто страдает от нехватки заботы и внимания, неудовлетворенности потребностей и желаний.

Распространенная психологическая проблема старших детей: тревога не оправдать ожидания родителей и других авторитетных фигур. Им трудно расслабиться и получать удовольствие от жизни.

Средний ребёнок:

Может демонстрировать характеристики, как младшего, так и старшего, или их комбинации. 

Часто, если только он не является единственной девочкой или единственным мальчиком в семье, вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свою роль в семейной системе.

Такие дети бывают лишены авторитета старших детей и спонтанности младших.

Находясь «посередине», может стать слабым, зависимым, робким, замкнутым, либо, наоборот, агрессивным, соперничающим и честолюбивым.

Во многом характер и личность зависят от характера первенца и особенностей личности и воспитания родителей.

Младший ребёнок:

Ему больше свойственны беззаботность, оптимизм и готовность принимать чужое покровительство.

К его достижениям родители, как правило, относятся менее требовательно. И если старшие дети в семье не умирают или серьезно не заболевают, он меньше посвящает себя продолжению дела семьи.

Всегда остается в семье «малышом» для своих родителей, братьев и сестер, других родственников, всегда остается желание оберегать, воспитывать и заботиться о нем.

Могут возникать проблемы с самодисциплиной и трудности в принятии решений, поскольку рядом всегда был кто-то старший и мудрый, чтобы позаботиться о его делах.

Знает, что силой в близких отношениях ничего не добьешься, и часто вырабатывает манипулятивные пути достижения желаемого, демонстративно обижаясь или пытаясь очаровать.

Если в семье его чрезмерно опекают, то он может оказаться бунтарем.

Младший ребенок, с которым хорошо обращались в детстве, обычно легок в общении и популярен среди друзей.

Оказывается меньше всех наделен свободой и правом выбора, что может повлечь за собой появление чувства неполноценности и зависимости

Ребенок часто остается центром семьи, он долгое время считается маленьким, и обращаются с ним как с младенцем, даже когда в этом нет необходимости.

Авторитеты старших детей и родителей могут сильно тормозить развитие младшего ребенка, вызывать в нем чувство вражды, зависти и отчаяния.

Нередко от младшего ребенка ожидают меньше, чем от старших детей, это может приводить к меньшим успехам и достижениям маленького сиблинга в будущем.

Близнецы:

Обладают физическим, психологическим и интеллектуальным сходством, со временем они приобретают похожий опыт, они примерно «одинаково» любимы.

По жизни они часто оказываются в ситуации партнерства, поэтому им приходится считаться друг с другом, прислушиваться друг к другу, находить общий язык.

Отношения между близнецами складываются неоднозначно: от полной гармонии до жесткого соперничества, и все же, близнецы хорошо знают и понимают друг друга, что далеко не всегда характерно для обычных сиблингов.

Некоторые тенденции, свойственные всем братско-сестринским отношениям:

Основное свойство отношений - конкуренция за родительскую любовь и внимание.

Она больше выражена у однополых детей, у детей с небольшой разницей в возрасте (от 1 года до 3-4 лет), у близнецов.

Более спокойные отношения наблюдаются, когда разница в возрасте позволяет старшему сиблингу выступать в роли помощника, маленького «родителя».

Если семья многодетная, то конфликты сглаживаются за счет различия связей и отношений между детьми.

Отношениям братьев и сестёр, в любом случае, свойственны конфликты и соперничество: старшие дети борются за то, что у них «отняли» с появлением малыша, а младшие - за то, чего у них никогда не было, поскольку они никогда не были единственными.

Конкуренция и конфликты - неизбежный спутник сиблинговых отношений, даже когда братья и сестры в целом доброжелательно настроены. В бессознательном каждого ребенка существует правило "хронологического первенства". Это подразумевает, что дети, рожденные по времени раньше (старшие), имеют больше прав и привилегий, чем все последующие. Если это правило соблюдается, то наличие больших прав у старшего ребенка признается вполне естественным младшими братьями и сестрами. Искажение этого правила, что очень часто происходит в семьях, где младшие становятся "любимчиками", приводит к обострению как сиблинговых конфликтов, так и внутриличностного напряжения каждого из детей.  

Наиболее распространенные причины конкурентной борьбы сиблингов. Как их избежать?

Роли «любимец» - «отвергнутый».

Явным "любимчикам" позволено все, и, наоборот, бедные «Золушки» вынуждены покорно ждать взросления, когда они смогут освободиться от предрассудков. С психологической точки зрения, и изгои, и любимчики все равно травмированы. «Золушки» обижены, но не свободны: они всю жизнь пытаются любыми средствами заполучить доказательства   любви и признания. «Любимчики» избалованы и плохо подготовлены к реальной и, главное, самостоятельной, жизни.

Отсутствие личного пространства.

Личные вещи очень важны для детей, они подпитывают чувство их индивидуальности. Если братья или сестры постоянно берут эти вещи или портят их, дети могут относиться к этому так же, как мы отнеслись бы к ограблению или даже насилию.

Если взрослые закрывают на это глаза, враждебность просто загоняется в подполье, где подогревается еще и обидой, чувством непонятости, виной или страхом. Детям важно чувствовать, что к каждому из них относятся справедливо. Справедливо не означает одинаково. Ребенок точно оценит внимание, если заботятся именно о его эксклюзивных потребностях, а не подарят ему то же самое, что и его сестре.

Чувство обделённости родительским вниманием.

Каждому ребенку необходимо специальное время для общения только с ним. При появлении в семье нового ребенка, должно быть время, посвященное общению только со старшим ребенком. Ничего постороннее не должно мешать этому. Старший ребенок должен знать, что у него всегда есть особое время, которое он может провести наедине с кем-то из родителей.

Игнорирование индивидуальности, разницы между детьми.

Необходимо уважать разницу между детьми. У каждого ребенка свои потребности и свои, личные желания и предпочтения. Не стоит стремиться делить всё поровну и одинаково.

Роль взрослого в детском конфликте.

1. В большинстве случаев взрослым следует избегать роли арбитра в стычках между детьми. Если взрослый все-таки втянут в ссору:

Дать каждому ребенку возможность высказать свою жалобу или обиду;

Попросить одного вкратце изложить суть жалобы другого (чтобы убедиться, что он все услышал и правильно понял);

Предложить детям вместе составить перечень возможных путей и способов разрешения конфликта.

В таком случае ответственность за решение конфликта остается в руках детей. Они учатся преодолевать различные жизненные неурядицы, препятствия и негативные моменты.

Важно помнить: некоторые конфликты могут играть положительную роль - при условии, что они не заходят слишком уж далеко. Стрессы и ссоры случаются потому, что именно так достигается переход на новый, более стабильный уровень отношений. Но дети делают это слишком неуклюже, поэтому им нужна помощь взрослых.

2. Дайте возможность высказаться всем.

Если ребенок принимал участие в разработке какого-то правила, он постарается сделать так, чтобы это правило не нарушалось. Но если правило навязано ему сверху, вполне вероятно, что он попытается все-таки нарушить его. Новые правила необходимо закреплять. Если правило гласит "никаких драк", дисциплинарным наказанием за его нарушение должно быть временное приостановление всех игр:

Необходимо погасить эмоциональный аффект (рассадить в разные стороны, развести по комнатам).

Через некоторое время необходимо поговорить с детьми об их ссоре, обсудить разумные альтернативы дракам.

Принятые правила должны соблюдаться всеми и всегда!

3. Покажите детям положительные стороны их совместной жизни.

Иногда давать им общие задания, ровно вести себя с каждым ребенком. Если дети однополые, лучше, если у каждого из них будут свое хобби, талант или увлечение, чтобы им как можно меньше приходилось соревноваться.

4. Научите сиблингов использовать прямые контакты.

Выражать ревность не косвенно, родителям, а открыто, друг другу: «Мне не нравится, когда ты со мной дерешься...», «Я обижаюсь, когда ты берешь мои вещи...». Подобные заявления способствуют поиску детьми новых, грамотных форм общения, минуя взаимные «задевания».

Братья и сестры тоже важнейшие в жизни учителя. С ними приходится ссориться и мириться, соперничать за внимание родителей, делить комнату, игрушку и конфеты. Старшие подвигают малышей тянуться за ними, становится такими же умелыми и самостоятельными, дарят ни с чем не сравнимое чувство защищенности. Младшие учат старших заботе, великодушию, ответственности, своим безоглядным обожанием делают им «прививку» от низкой самооценки. Если родители не отдавали явного предпочтения кому-нибудь одному из детей, не нарушали права одного ради другого, братья и сестры на всю жизнь останутся дружны и близки.

Проблему ревности и конфликтов сиблингов, сколько бы ни существовало человечество, и, как бы ни развивалась наука психология, никогда не удастся решить до конца. Задачей педагогов и родителей остается лишь продление замечательной сказки под названием детство.  

 

Литература:

1. Алмазова О.В. Эмоциональные связи сиблингов и привязанность к матери во взрослом возрасте // Национальный психологический журнал. – 2013. – №3 (11). – С. 96-102

2. Мазлиш Э. Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно. – «Эксмо», 2011 – (Воспитание по Фабер и Мазлиш)

3. Руфо М. Братья и сестры, болезнь любви: Дети в семье – сложности роста / Пер. с фр. О. Давтян. – Екатеренбург: У-Фактория, 2006. – 2008 с. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN