Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Счётные палочки как средство развития дошкольников

Дата публикации: 2024-04-09 21:54:17
Статью разместил(а):
Баева Марина Николаевна

Счётные палочки как средство развития дошкольников

Counting sticks as a means of development of preschoolers

 

Автор: Баева Марина Николаевна

ГБОУ Школа № 98 Калининского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: baevamn.b@yandex.ru

Baeva Marina Nikolaevna

School № 98 of the Kalininsky district, St. Petersburg, Russia

e-mail: baevamn.b@yandex.ru

 

Аннотация: Обычный набор счётных палочек можно использовать для необычного развивающего занятия. Счётные палочки позволяют учиться и заниматься творчеством. В статье приводятся примеры использования игровых приёмов работы со счётными палочками.

Abstract: An ordinary set of counting sticks can be used for an unusual educational activity. Counting sticks allow you to study and be creative. The article provides examples of using game techniques for working with counting sticks.

Ключевые слова: счётные палочки, развитие, дошкольники.

Keywords: counting sticks, development, preschoolers.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Всем знакомые счётные палочки можно использовать не только для того, чтобы научиться считать. Недорогая многофункциональная развивающая игрушка может принести большую пользу в обучении и развитии ребенка.

Почему именно счётные палочки?

• Cчётные палочки развивают моторику пальчиков: от простейшей операции достать из футляра и сложить обратно до сложных узоров из счётного материала – все эти задачи выполняют огромную роль в тренировке мозга через пальцы.

• Занятия со счётными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

• Во время занятий со счётными палочками формируется пространственная ориентация, дети изучают понятия справа-слева, впереди-сзади, сверху-снизу.

• Разнообразные задачи со счётными палочками требуют внимания, наглядно-действенного мышления, активного мышления.

• Выполняя задания с помощью счётных палочек, ребенок изучает цвет.

• Составляя рисунки, дошкольник активизирует творческое начало, конструкторское мышление, воображение.

• Обучение начальной математике: счёту, дети знакомятся с геометрическими фигурами, сравнивают величины, выполняют простейшие арифметические действия.

Упражнение «Ловкие пальчики» может надолго увлечь малыша, ведь дети очень любят засовывать предметы в отверстия, прятать их. Сделаем прорезь с помощью ножа или ножниц в футляре от счётных палочек и показываем ребенку, как в неё можно класть палочки по одной. Можно использовать бутылочку или небольшую банку, куда малышу предлагается бросать палочки по одной.

Упражнение «Классификация» подойдет для самых маленьких. Начинаем с двух цветов, постепенно прибавляем еще. Если палочки цветные – то их можно разделять по цветам, причём можно делить на группы цветов – «теплые», «холодные», «все не красные и не зеленые» - все зависит от набора цветов. Если палочки из разных наборов получились разной длины, то добавляется признак длина. 

Счётные палочки можно использовать в лепке. Занятие тоже подойдет для малышей. Используем счётные палочки для изготовления, например, цветка. Счётная палочка будет стеблем. При помощи палочек, пластилина или солёного теста можно сделать невероятно забавных колючих ёжиков, грибочки на ножках, цветочки на стеблях, домики с заборчиками и множество смешных животных на тонких ножках.

Упражнение «Дорожки» поможет детям запомнить такие понятия, как "длинный-короткий", "широкий-узкий", "самый длинный", "самый широкий" и т.д. Выкладываем дорожки, сравниваем, делаем вывод. Ребенок будет видеть, что чем больше палочек в дорожке, тем длиннее она получается.

Счётные палочки помогают изучать и закреплять знания детей о геометрических фигурах, их сторонах, углах, а также наглядно показать прямой, тупой и острый угол, понять, где сторона фигуры и продемонстрировать преобразование одной фигуры в другую.  Для этих целей можно выкладывать геометрические фигуры по нарисованному контуру, образцу, по памяти, играть в превращения (из одних геометрических фигур делать другие), находить сходства и различия в фигурах.   

С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии, с понятием «симметрия»; развивать пространственное воображение. Задание заключается в том, чтобы симметрично достроить вторую половину картинки, соблюдая цвета и пропорции.

С помощью палочек можно выкладывать цифры.  

Стандартное применение счетных палочек — это учиться считать. Начинаем с понятия "один-много", далее в пределах 5, затем 10. С помощью счётных палочек можно наглядно продемонстрировать состав числа, познакомиться с простейшими математическими операциями сложения и вычитания, изучить понятия числа и количества. На палочках хорошо видно, какое число больше, какое меньше.

С помощью палочек можно выкладывать буквы и даже небольшие слова (по контуру, образцу, памяти), тем самым запоминать их, а также, перекладывая палочки, превращать одну букву в другую. Например, такие превращения: Л-А-Д-М, У-К-Х-Ж, Г-Т-П-Н-И, О-Э-С-Е-Б-В-Ф, Ц-Ш-Щ.

В упражнениях на развитие речи очень часто встречаются задания на развитие фонематического слуха, на состав слова, предложения. Можно использовать палочки как «овеществление» звуков, слов, при анализе предложения. 

Из счётных палочек можно выкладывать разнообразные рисунки. Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов (для младшей и средней групп), загадками. Можно нарисовать на бумаге узор, состоящий из прямых линий и попросить ребенка выложить такой из палочек. Усложняя, можно выкладывать рисунок по памяти. А можно предложить ребенку пофантазировать и придумать свою картинку.

Из счётных палочек и шариков из пластилина (нужен для соединения палочек между собой) строим всевозможные объёмные фигуры.

Выкладывание с помощью палочек логических цепочек с определенным ритмом помогает ребенку развивать сенсорное восприятие, внимательность, логическое мышление, понимание последовательностей. У этой игры может быть два варианта: либо вы выкладываете свою цепочку из палочек, а ребенок должен сам выложить такую же цепочку, как ваша, либо вы начинаете выкладывать цепочку с определенным ритмом и просите ребёнка продолжить её.

Игры головоломки подойдут для детей старшего дошкольного возраста.  

Ребёнок хорошо включается в эту идею, и сам начинает придумывать что-то. Сюда же можно попробовать добавить трансформации – что-то передвинуть, повернуть, убрать – добавить.

Умение использовать в игровой деятельности предметы-заместители является необходимым элементом в развитии детской игры. Счётные палочки прекрасно вписываются в сюжетно-ролевые игры.  В играх часто нужно много однотипных объектов: еда, груз, деньги и т.п., и палочки прекрасно подходят на эту роль. При этом ребёнок привыкает к тому, что не всё должно быть «натуральным», а может быть заменено неким символом.

Самое любимое - устраиваем цветной салют! А потом с радостью собираем палочки по всем уголкам. 

Счётные палочки - замечательное, доступное учебное пособие для развития интеллектуальных способностей ребенка.

А в какие игры со счётными палочками играете Вы?

  

Список литературы:

1. Барсукова О.В. Развивающие игры и занятия со счетными палочками для детей раннего возраста // Молодой ученый. 2015. № 22 (102). 

2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2003. 

3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1989.  

4. Модель Н.А. Копилка нескучных проектов. Палочки-смекалочки. Игры со счетными палочками для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2023.  

5. Яковлева Е.В. Что умеют счетные палочки // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Международной научной конференции (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). Краснодар: Новация, 2015.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN