Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Эмоциональный мир дошкольников

Дата публикации: 2024-03-31 13:30:45
Статью разместил(а):
Орехова Виктория Михайловна

Эмоциональный мир дошкольников

The emotional world of preschoolers

 

Автор: Орехова Виктория Михайловна

ГБДОУ Детский сад №87 Красносельского района, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: avoxero@yandex.ru

Orekhova Victoria Mikhailovna

Kindergarten № 87 Krasnoselsky district, St. Petersburg, Russia

e-mail: avoxero@yandex.ru 

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, как развивается эмоциональный мир ребенка на протяжении дошкольного детства, какие эмоции преобладают в разный возрастной период, а также, что способствует развитию эмоционального мира ребенка.

Abstract: In this article, the author writes about how the emotional world of a child develops during preschool childhood, which emotions prevail at different age periods, and also what contributes to the development of the emotional world of a child.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональный мир, дошкольное детство.

Keywords: emotions, emotional world, preschool childhood.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Родители не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот – отвергаются. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. Прежде всего, малыш четко выделяет из окружающей среды близких ему людей.

Эмоциональный мир ребенка имеет свою специфику.

В дошкольном возрасте (3-7 лет) у детей проявляются особенности формирования эмоциональной сферы: более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия; эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями: желание – представление – действие – эмоция, эмоциональные процессы более управляемые, развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым), аффект – первое звено в цепочке реакций. При отрицательном результате действий возникает неодобрительная оценка взрослого, что может повлечь за собой развитие тревожности. При положительном результате действия ребенок получает положительную оценку взрослого, что вызывает положительный эмоциональный стимул для дальнейшего поведения.

Также происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конечного результата. Самооценка у детей несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха, но к моменту обучения в школе уровень самооценки снижается; соподчинение мотивов (мотивы приобретают разную силу и значимость), появление новых мотивов (мотив достижения успеха, соревнование), складывается индивидуальная мотивационная система (выделяются доминирующие мотивы, формируется иерархия, выделяются социальные мотивы: достижение успеха, интерес к достижению деятельности), появляется способность оценивать свое поведение.

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. На этом возрастном этапе реакции ребенка достаточно импульсивны, выражение эмоций носит непосредственный характер.

Эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д.

Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящие между двумя и шестью годами, сопровождается разнообразными сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности.

Для дошкольного детства становится характерным более адекватное проявление эмоций, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет растущая способность детей управлять своими эмоциями. Регулирование эмоций – одна из сторон детского психосоциального развития, особенно, в первые семь лет жизни.

К концу дошкольного возраста эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, что дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, и сиюминутные затруднения, связанные с ней, могут восприниматься не так остро, теряя свою прежнюю значимость. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов.

Внешнее выражение эмоций становится у большинства детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и в связи с тем, что еще предстоит сделать.

В формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми.

Как уже отмечалось выше, эмоции и чувства формируются именно в процессе общения ребенка со взрослыми и детьми. В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств у ребенка.

Общение со сверстниками тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, как общение со взрослыми.

Потребность общения со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей – в играх, при выполнении трудовых поручений и т.д. Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. При общении со сверстником ребенок совершает множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Также общение со сверстниками в отличие от общения со взрослыми чрезвычайно ярко и эмоционально насыщенно.

Итак, развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с родителями, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах.

Взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми – один из важнейших источников формирования личности дошкольника и его социальных отношений.

 

Список литературы:

1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.

2. Кедрова Н. Азбука эмоций. Ростов н/Д : Феникс, 2015. — (Яркое детство).

3. Бреслав Г.М. Психология эмоций. Учебное пособие для высших учебных заведений. – 4-е изд., перераб. – Москва : Смысл, 2016.

4. Эмоциональное развитие дошкольника. Пособие для воспитателей дет. сада / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Г. Ковалев и др. Под. Ред. А.Г. Ковалева. - Детская психология. - К.: Лыбидь, 2009.

5. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 2 : учеб-метод. пособие : в 2 ч. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.

7. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (2-3года) М.: Мозаика-Синтез, 2020г.  

8. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (3-4года) М.: Мозаика-Синтез, 2020г.

9. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (4-5лет) М.: Мозаика-Синтез, 2020г.

10. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (5-6 лет) М.: Мозаика-Синтез, 2020г.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN