Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Формирование современных компетенций у дошкольников через технологию STEM-образования

Дата публикации: 2024-03-30 19:52:07
Статью разместил(а):
Зотова Елена Юрьевна

Формирование современных компетенций у дошкольников через технологию STEM-образования

Formation of modern competencies in preschool children through STEM-education technology

 

Автор: Зотова Елена Юрьевна

МБДОУ ЦРР «Ладошки», Барышский район, Ульяновская область, Россия

e-mail: zotova.zotova.elen@yandex.ru 

Zotova Elena Yurevna

The Centre of Development for Children «Ladoshki», Ulyanovsk region, Russia

e-mail: zotova.zotova.elen@yandex.ru

 

Аннотация: В этой статье автор описывает теоретические основы формирования современных компетенций у детей дошкольного возраста, роль STEM-образования в формировании информационных и технологических компетенций.

Annotation: In this article the author describes theoretical bases of formation of modern competencies in preschool children, the role of STEM-education in formation of informational and technological competencies.

Ключевые слова: современные компетенции, образование, информационные компетенции, технологические компетенции, дошкольный возраст.

Keywords: modern competencies, STEM-education, informational competencies, technological competencies, preschool age.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В современной России система образования находится на новом этапе, дошкольные образовательные учреждения перешли на работу в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО.

В современном дошкольном образовании большое  внимание отводится формированию у подрастающего поколения компетенций «будущего» - практических знаний и навыков, которые позволят дошкольникам в будущем,  в полной мере реализовать себя, успешно выстраивать диалог с современным миром, с цифровым поколением, овладеть профессиями, которые будут востребованы через 5-10 лет.

Дошкольный возраст важен тем, что именно в нем, ребенок приобретает столько знаний и умений, сколько не приобретет в последующие годы, именно в этот период у ребенка формируются так называемые ключевые компетенции, которые помогут ему в дальнейшем  использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Формирование у детей современных компетенций – одно из наиболее важных направлений образования, как в России, так и в целом во всем мире.

Компетентность всегда проявляется в деятельности, ее можно определить как «успешное действие в конкретной ситуации» или как «способность эффективно решать проблемы в условиях неопределенности».

У дошкольников к основным ключевым компетенциям можно выделить: коммуникативную, деятельностную, социальную, информационную, здоровьесберегающюю  и когнитивную компетенции

Уровень их сформированности определяет уровень подготовленности ребенка к обучению в школе. Ключевые компетенции формируются в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности: игровой, исследовательской, коммуникативной, учебно-познавательной, трудовой и др. Эти условия в равной мере применимы и к процессу формирования у детей современных компетенций. О каких же современных компетенциях идет речь? В первую очередь это компетенции, связанные с цифровой грамотностью и развитием технического мышления, технического творчества.

Применительно к ступени дошкольного образования в свете раскрываемой темы я считаю важным более подробно раскрыть содержание информационной и технологической компетентности. 

Информационная компетентность представляет собой готовность ребенка принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

Технологическая компетентность определяется как готовность ребенка к пониманию инструкции, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности.

Решая задачу формирования у детей современных компетенций, педагоги все чаще прибегают к идеям и технологиям STEМ-образования.

Программа ««STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» (авт. С.А. Аверин, Т.В. Волосовец, В.А. Маркова), является парциальной модульной программой дошкольного образования, направленной на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество. Эта программа также может успешно использоваться во внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы начального общего образования, а каждый её раздел – образовательный модуль – самостоятельно применяться как в образовательных организациях выше указанных уровней, так и в системе дополнительного образования.

Аббревиатура STEM расшифровывается следующим образом: S - science, T - technology, E - engineering, и M - mathematics. В переводе с английского это: естественные науки, технология, инженерное искусство, математика.

Преимущества STEM-образования в формировании информационной и технологической компетенций:

1. Интегрированное обучение по темам, а не по предметам.

STEM-обучение соединяет в себе междисциплинарный и проектный подходы, в основе которых лежит интеграция естественных наук и технологии, математики и инженерного творчества и т. д.

2. Применение научно-технических знаний в реальной жизни.

В ходе практических занятий детям наглядно демонстрируют возможности применения научно-технических знаний в реальной жизни.

3.  Развитие навыков критического мышления и разрешения проблем.

Программы обучения через STEM развивают навыки критического мышления и разрешения проблем, необходимые для преодоления трудностей, с которыми дети могут столкнуться в повседневной жизни.

4. Формирование уверенности в своих силах.

Дети, создавая разные продукты - строя мосты и дороги, запуская аэропланы и машины, тестируя роботов и электронные игры, разрабатывая свои подводные и воздушные конструкции - делают и пробуют, дорабатывают и снова тестируют, таким образом, совершенствуют свой продукт. Так, решая все проблемы своими силами, доходят до цели. Каждая победа укрепляет уверенность в своих силах.

5. Развитие интереса к техническим дисциплинам.

Задача STEM-образования в дошкольном возрасте – создание условий для развития у детей интереса к естественнонаучным и техническим дисциплинам. Занятия с использованием STEM-технологии увлекательны и динамичны, эмоционально позитивно окрашены. Строя ракеты, машины, мосты, небоскребы, создавая свои электронные игры, фабрики, логистические сети и подводные лодки, дети проявляют все больший интерес к науке и технике.

6. Развитие мотивации к техническому творчеству через детские виды деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

7. Ознакомление с миром профессий и трудовое воспитание.

По разным статистическим данным в ближайшем будущем 10 ведущих технических специальностей - инженеры-химики, software-разработчики, инженеры нефтяной и газодобывающей промышленности, аналитики компьютерных систем, инженеры-механики, инженеры-строители, робототехники, инженеры ядерной медицины, архитекторы подводных сооружений и аэрокосмические инженеры, специалисты по генной инженерии, большим данным, искусственному интеллекту, сити-фермерству, нейротехнологиям - будут преимущественно ориентированы на STEM-знания.

8. Подготовка детей к технологическим инновациям.

Обучение по STEM-программам готовит детей к технологически развитому миру. За последние 60 лет технологии совершили значительный прыжок в развитии: с момента открытия интернета (1960 г.) и появления GPS технологий (1978 г.) до ДНК-сканирования и повсеместного использования планшетов и смартфонов. этого развития.

9. Возможность включения STEM-технологий в вариативную часть основной образовательной программы (ОП).

В образовательной программе для дошкольников, особенно в части, разрабатываемой участниками образовательных отношений, мобильно и динамично реализуется реально востребованное содержание, отвечающее интересам и приоритетам современного дошкольника.

Программа состоит из шести модулей:

1. Дидактическая система Ф. Фребеля.
2. Экспериментирование с живой и неживой природой.
3. LEGO-конструирование.
4. Математическое развитие.
5. Робототехника.
6. Мультистудия «Я творю мир».

В нашем детском саду мы уже не первый год работаем по данной программе: первые четыре модуля реализуются в процессе образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей и  режимных моментов, робототехника и мультистудия реализуются в дополнительном образовании, занятия в которых проходят два раза в неделю и общий объем программ составляет 72 часа. Эта программа может использоваться как в полном объеме, так и каждый модуль может быть взят отдельно для работы с детьми.

Дидактическая система Ф. Фребеля.

Использование наборов Ф. Фребеля в образовательном процессе может проходить как в обязательной части основной образовательной программы ДОО, являясь дополнительным материалом для решения поставленных педагогом образовательных задач, так и в части, формируемой участниками образовательных отношений. Но в любом случае педагог определяет содержание деятельности, исходя из индивидуальных возможностей и приоритетов воспитанников.

Экспериментирование с живой и неживой природой.

Что можно исследовать с ребенком? Самые разные свойства и закономерности окружающего мира. Набор увлекательных экспериментов, предложенных в модуле, поможет увлечь детей изучением окружающего мира. В выборе содержания занятий необходимо ориентироваться на интересы детей, не навязывая им те сведения, которые еще сложны для их понимания. В этом поможет наблюдение: чем интересуются дети на прогулке, какие вопросы задают. Внимательное отношение к детям способствует выбору именно тех занятий, которые будут отвечать их актуальным познавательным потребностям. Мера непосредственного участия детей в проведении эксперимента определяется в зависимости от их количества и степени подготовленности.

Лего-конструирование.

Одними из самых востребованных в мире современных конструкторов, органично сочетающих в себе игру и конструирование, являются конструкторы LEGO. Наборы предназначены для детей от 1,5. Наборы для старших дошкольников уникальны тем, что позволяют получить базовые представления о современной науке и технике. В них можно найти балки, болты, оси, шестеренки, рычаги. Важно, что ребенок не просто собирает разного рода технику (самолеты, экскаваторы, корабли), но и знакомится в игровой форме с базовыми принципами механики и особенностями работы

Робототехника.

В детском саду робототехника является важным аспектом пропедевтики дальнейшего изучения математики, информатики, программирования и физики, так как позволяет освоить на практике такие базовые понятия, как координаты, графики, алгоритмы, циклы, многозадачность, скорость, мощность.

Образовательный модуль «Робототехника» представляет собой набор конструкторов для создания роботов детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих различные способы «оживления робота». Усложнение в системе управления сконструированными роботами заключается в движении от простой сборки модели и механического перемещения ее детьми младшего дошкольного возраста до программируемых систем управления роботами, которые осуществляют старшие дошкольники.

Мультистудия «Я творю мир».

Ключевой идеей образовательного модуля «Мультстудия «Я творю мир» выступает создание авторского мультфильма, который может стать современным мультимедийным средством обобщения и презентации материалов детского исследования, научно-технического и художественного творчества. Данный модуль, по сути, объединяет в себе результаты всего STEM-образования дошкольников и младших школьников.

Достижение поставленной цели возможно через освоение ИКТ, цифровых и медийных технологий, организации продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.

Опыт работы с данной программой показывает отличные результаты в формировании у детей интереса к техническим наукам, информационным технологиям.

 

Литература:

1. Маркова В.А., Аверин С.А. Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фребеля». Краснодар, Экоинвест, 2017.

2. Зыкова О.А., Казунина И.И. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой». Москва, ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2015.

3. Маркова В.А. Образовательный модуль «Математическое развитие дошкольников». Москва, ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2017.

4. Аверин С.А., Маркова В.А., Теплова А.Б. Образовательный модуль «Робототехника». Москва, ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2017.

5. Муродходжаева Н.С., Амочаева И.В. Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир». ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2017.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN