Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Методика развития речи детей с ОВЗ

Дата публикации: 2023-02-24 01:46:12
Статью разместил(а):
Макурина Елена Валерьевна

Методика развития речи детей с ОВЗ

Methods of speech development of children with disabilities

 

Автор: Макурина Елена Валерьевна

МАДОУ «Детский сад № 31 г.Челябинска», г. Челябинск, Россия.

e-mail: Elena.www74@mail.ru 

Makurina Elena Valerievna 

Kindergarten № 31, Chelyabinsk, Russia.

e-mail: Elena.www74@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о разных приёмах и методах работы по развитию речи детей с ОВЗ.

Abstract: In this article, the author writes about various techniques and methods of work on the development of speech of children with disabilities. 

Ключевые слова: дети с ОВЗ, развитие речи.

Keywords: children with disabilities, development of speech.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Задача педагога.

Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей педагога является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. 

Следующим очень важным средством активизации учения являются  методы и приемы обучения.

При подборе содержания занятий для детей с ОВЗ необходимо учитывать  принцип доступности. Все занятия должны иметь гибкую
структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий. Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:

- Наглядные опоры в обучении: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки.
- Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.
- Поэтапное формирование умственных действий.
- Выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале).
- Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части.

- Создание доброжелательной атмосферы на занятиях.
- Авансирование успеха. Использование сюрпризных моментов.
- Использование наглядности и зрительных стимулов (круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

- Привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, оборудование, другие вспомогательные средства).
- Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

- Регулярная смена видов деятельности и форм работы на занятии.

- Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
- Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после занятий физкультурой, подвижных игр), после выполнения задания повышенной трудности.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе педагога с детьми, имеющими ОВЗ, считаются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. 

Информационные компьютерные технологии.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками  образовательного процесса.

Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи
центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

Мультимедийные презентации, компьютерные тренажеры привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя при проведении индивидуальных коррекционных занятий более продуктивной и эффективной, а учебное занятие более увлекательным и доступным.

При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитывается тип нервной системы, интересы и склонности ребенка.
Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивается уровень сложности игры или задания, которые определяются строго индивидуально для каждого ребёнка. Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация процесса обучения, Развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

Здоровьесберегающие технологии.

Использование здоровьесберегающих технологий обучения в ДОУ позволяет сохранить и укрепить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. Этот метод предполагает проведение во время занятий физминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, пальчиковой гимнастики, релаксации. Коррекционные занятия должны быть составлены с учетом частой сменой видов деятельности детей. Каждое занятие должно содержать несколько видов деятельности: дидактические игры или элемент дидактической игры, задания на развитие внимания, выполнение движений
по подражанию, практические действия.

Песочная терапия. Оживотворение абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, миниатюрных фигурок и природных материалов.

Игротерапия. Для детей с ОВЗ используются игры с пуговицами, фасолью, с тыквенными и сливовыми косточками.

Игры с водой. Возня с водой, переливание ее особенно нравиться детям, эти игры имеют и терапевтический эффект.

Игры с мыльными пузырями. Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей.

Игры со льдом. Заранее приготовьте лед, выдавите вместе ребенком лёд из формочки в мисочку: «Смотри, как водичка замерзла: стала холодная и твердая». Затем погрейте его в ладошках, она холодная, и тает. Зимой на прогулке можно обращать внимание ребенка на сосульки, лужи, снег, снежинки. Они будут в восторге от таких изменений в природе.

Не менее интересны и игры с крупами. Высыпать гречку, горох, фасоль, рис, манку в глубокую миску, опустить в нее руки и пошевелить пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребёнку присоединиться.

Игры с красками: «Волшебная кисточка», «Цветная вода».

Игры с пластичным материалом (пластилином, глиной, тестом).

Пальчиковые игры, жестовые игры, релаксационные упражнения. Эти игры особенно эффективны при работе с детьми РДА.
Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий, для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин.

Куклотерапия. Благодаря куклотерапии создается особая "терапевтическая" среда, стимулирующая развитие личности ребенка, а также укрепляется союз с педагогом.

Изотерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые неразрывно связны.

Рисование – это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с
некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Использование различных изобразительных техник позволяет мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти способы, которые в наибольшей степени соответствуют его эмоциональному состоянию, потребностям в самовыражении, активизировать и сделать более разносторонним эмоциональное общение ребенка, создать условия для межличностной коммуникации.

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и своё состояние звуком, движением, мелодией, рисунком. Поэтому на занятиях используется пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз, которая снимает напряжение с глаз, способствует тренировке
зрительно-моторной координации; дыхательные упражнения для стимуляции работы мозга, регулирует нервно - психические процессы, релаксирующие упражнения.

Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

Личностно-ориентированные технологии в  общеобразовательном учреждении направлены на организацию учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способности детей с ОВЗ.

В результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.

 

Список литературы:

1. Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи». М., 2007.
2. Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников». М.П., 1985.
3. Петрова В.Г. «Развитие речи учащихся вспомогательной школы» М., 1977.
4. Жукова Н.С. «Преодоление недоразвития речи у детей». М., 1994.
5. Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников». М.П., 1985.
6. Петрова В.Г. «Развитие речи учащихся вспомогательной школы» М., 1977. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN