Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Формирование у детей младшего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности

Дата публикации: 2022-11-16 22:08:18
Статью разместил(а):
Макарова Оксана Михайловна

Формирование у детей младшего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности через сенсорное развитие

Formation of interest in visual activity in children of early preschool age through sensory development

 

Автор: Макарова Оксана Михайловна

МКДОУ «Детский сад № 21», п. Красногорский, Челябинская область, Россия.

e-mail: oksanka.makarova.77@internet.ru 

Makarova Oksana Mikhailovna

Kindergarten № 21, Krasnogorsky village, Chelyabinsk region, Russia.

e-mail: oksanka.makarova.77@internet.ru

 

Аннотация: В статье раскрывается  вопрос, как сенсорное развитие формирует интерес у детей младшего дошкольного возраста к изобразительной деятельности.

Аnnotation: The article reveals the question of how sensory development forms an interest in children of early preschool age in visual activity.

Ключевые слова: дошкольный возраст, сенсорное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Keywords: preschool age, sensory development, artistic and aesthetic development.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Младший дошкольный возраст - время активного познания окружающего мира. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, ребенок познает их свойства и качества; у него формируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Дошкольный возраст уникален по своему значению для развития ребенка. С этого возраста происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в развитии отдельных психических процессов, в отношениях с окружающими. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают намеренный характер. В разных видах деятельности - в игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении, дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может теряться.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте - это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Кроме восприятия основных сенсорных показателей цвета, формы и величины, действие с предметами открывает для детей в предметах все новые и новые свойств: звучание, возможность перемещаться, кидать, ловить, мягкость или твердость, сжимаемость, упругость, устойчивость и пр.

В педагогическом процессе сенсорного развития детей, стоят такие задачи как обогащение непосредственно чувственного опыта детей в разных видах деятельности, нахождение сходства и различия между предметами с одинаковыми названиями, движения рук по предмету в процессе ознакомления с ним, формировать умение называть свойства предметов.
 Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, игровая деятельность, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), именно в этих видах деятельности ребенку легче запомнить полученные знания, а также самостоятельно добывать новые.

В младшем дошкольном возрасте дети учатся узнавать все цвета, запоминают их названия, знакомятся с формой предметов и учатся называть ее в отношении предметов, определяют размер предметов, большой, маленький, больше, меньше. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета). Дети впервые знакомятся также и с сочетаниями цветов – с тем, что цвета могут «подходить» или «не подходить» друг к другу. Учатся отбирать и классифицировать предметы заданной формы и выстраивать предметы в соответствии с их величиной, от большого к маленькому или наоборот.

Образовательная область «Художественно-эстетическая» интегрирует с образовательной областью «Познавательная деятельность», ее содержание направлено на развитие у детей познавательных интересов.
Процесс освоения сенсорных знаний хорошо заметен в различных видах практической деятельности, у детей формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления. Развиваются умения самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. Через интеграцию образовательных областей «Художественно-эстетическая деятельность» и «Познавательная деятельность» педагоги достигают хороших результатов.

Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активно помогают сенсорному развитию, формированию речи ребенка, развитию его моторных качеств, расширяют его кругозор, учат навыкам игры. Поэтому, чем раньше ребенка познакомить с разными видами творчества, тем интенсивнее будет их влияние на общее развитие малыша.

Изобразительная деятельность является важнейшим средством в формировании личности. Рисунок и аппликация дарят детям радость познания, развитие и закрепление сенсорных эталонов, проявление себя в творчестве. Развитие у детей, как изобразительных способностей, так и сенсорного развития находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует огромное количество методических пособий, публикуемых статей и различных сборников. Все они направлены на развитие у детей различных видов способностей (творческих, познавательных, моторных), а также специальных направлений (сенсорных, изобразительных).

Данные направления реализуются педагогом  в ходе сенсорного воспитания детей на занятиях изобразительной деятельностью.
 В научной литературе, посвященной вопросам детской психологии и педагогики, отмечается, что в формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен хорошо разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия, а именно он должен:

- систематически заниматься с детьми этим видом деятельности,
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей,
- идти от простого к сложному, что бы ребенок не потерял интерес к деятельности.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста и специфическое образное познание действительности.

При проведении занятий целесообразно решать следующие задачи:

1. Рисование.

Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов. Закреплять знание названий цветов, познакомить с оттенками. Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков. Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии в разных направлениях, перекрещивать их. Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета или изображая разнообразные предметов. Учить детей располагать изображения по всему листу.

2. Лепка.

Формировать интерес к лепке. Формировать представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.
Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективные композиции.

3. Аппликация. 

Учить предварительно выкладывать на листе бумаги в определенной последовательности готовые детали разной формы, величины, цвета, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу. Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, круг и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических фигур и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету.  

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей.

Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий, чтобы они затем могли использовать свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей будет более осознанным и целенаправленным.
На занятиях изобразительной деятельности дети учатся различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному.

Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствование сенсорных процессов на занятиях должно быть в основном осуществлено до начала практических действий.

Интерес детей к изобразительной деятельности нужно поддерживать с помощью вопросов, относящихся к выполнению задания или уточнению деталей, перерисовывание рисунков в свободной деятельности или дома. В результате целенаправленной деятельности, ребята могут посещать сенсорную зону, с удовольствием играть в предложенные дидактические игры.

Изобразительная деятельность содействует сенсорному развитию; она образно отражает действительность, опираясь на определенный уровень сенсорного развития. Полноценная изобразительная деятельность не может состояться без сенсорно-эстетического восприятия - одного из центральных ориентировочных действий, которые позволяют создавать графический, пластический и силуэтный образ, выразить свои мысли, чувства в наглядной форме.

Изобразительная деятельность является важнейшим средством в формировании личности. Рисунок и аппликация дарят детям радость познания в творчестве. В процессе изобразительной деятельности происходит сенсорное развитие детей, изобразительная деятельность при условии правильно спланированной работы является важным средством сенсорного развития ребенка, значительно влияет на развитие сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста. 

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности происходит сенсорное развитие детей, изобразительная деятельность при условии правильно спланированной работы является важным средством сенсорного развития ребенка, значительно влияет на развитие сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста.

 

Литература:

1. Хохрякова Ю.М. Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук / Хохрякова Ю.М. – Екатеринбург, 2010.

2. Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста : игры, упражнения, тесты / Н.В. Краснощекова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Иванова И.М. Развиваем сенсорное восприятие // Ребенок в дет. саду. – 2009.

4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов / Г.Г. Григорьева – М: 63 Академия, 2000.

5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. – М: Мозаика – синтез, 2009.

6. Лыкова И.А. Развитие ребёнка в изобразительной деятельности [Текст] / И.А. Лыкова. – М: ТЦ Сфера, 2011.

7. Микляева Н.В. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников [Текст] / Н.В. Микляева. М.: ТЦ. Сфера, 2013.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN