Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Развитие графомоторных навыков у дошкольников через элементы рисования

Дата публикации: 2022-10-23 17:55:29
Статью разместил(а):
Борисова Марина Александровна

Развитие графомоторных навыков у дошкольников через элементы рисования

Development of graphomotor skills in preschoolers through drawing elements

 

Автор: Борисова Марина Александровна

МБДОУ "Детский сад № 3", г. Княгинино, Нижегородская область, Россия

e-mail: borisova_marina_2012@mail.ru 

Borisova Marina Aleksandrovna

Kindergarten № 3, Knyaginino, Nizhny Novgorod Region, Russia

e-mail: borisova_marina_2012@mail.ru

 

Аннотация: В статье раскрывается понятие графомоторики, важность её развития у дошкольников и способа развития посредством рисования.

Annotation: The article reveals the concept of graphomotor skills, the importance of its development in preschoolers and the way of development through drawing.

Ключевые слова: графомоторные навыки, упражнения по обведению и раскрашиванию, постановка руки.

Keywords: graphomotor skills, tracing and coloring exercises, hand placement.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В последнее время важность развития графомоторных навыков подчеркивают все специалисты, работающие с дошкольниками и младшими школьниками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, а иногда даже просто держать в руках карандаш.  

Графомоторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев рук. Таким образом, развитие графомоторных навыков это развитие мелких мышц пальцев рук для обучения ребенка письму. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития. Данное понятие включает в  себя:

- способ удержания карандаша, ручки, силу нажима при рисовании и письме; 

- точность, ритмичность и темп движений, их плавность. 

Развитие мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений является основой развития таких важных процессов, как внимание, зрительная и двигательная память, пространственные представления, мышление, необходимых ребёнку в его дальнейшей жизни. 

Многие родители ошибочно полагают, что занятия рисованием – это и есть развитие графомоторных навыков. Это не совсем так. Рисование очень полезно, но достичь полного результата позволяют лишь специфические упражнения, связанные с обведением контуров, штриховкой и др. Именно так тренируется нажим, плавность, ритмичность письма. 

Обвести контур, провести линию-зигзаг или волнистую дорожку – казалось бы, совсем несложно. Но подобные задания обусловлены серьезной работой мозга и свободных, скоординированных движений кистей рук ребёнка. Если ребенок хорошо справляется с графомоторными заданиями в дошкольном возрасте, то в дальнейшем он избежит многих проблем с успеваемостью в школе. 

Специалисты подчеркивают, что тренировать нужно не только ведущую руку, которой ребёнок пишет, а обе руки, т.к. это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга. Следует также обратить внимание, какое положение занимает «рука-помощница» при рисовании и письме. 

Особую роль в подготовке ребенка к школе занимает формирование графических навыков. Для их развития можно использовать упражнения по обведению и раскрашиванию шаблонов различных предметов, копирование графических упражнений. 

Постановка руки. 

Многие дети неправильно держат карандаш или ручку. Можно воспользоваться способом метки: поставить кружки на точки соприкосновения руки ребенка с карандашом/ручкой. У вас получится три метки: одна – на карандаше, другая – на подушечке указательного пальца, третья – на боковой поверхности среднего пальца, где лежит карандаш. 

Письмо будущего первоклассника - это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. Рисование, которым так любят заниматься дошкольники одно из важнейших занятий, которые помогают развивать руку ребенка. Детей привлекает игра-манипуляция с яркими художественными материалами, а также возможность наблюдать продукт своей деятельности, что приближает его к миру взрослых и повышает значительность продуктивной деятельности.

Именно через изобразительную деятельность и происходит развитие, т.к. она является одной из форм познания окружающей действительности, способствует накоплению сведений об окружающем мире, создаёт основы для формирования представлений и понятий, развивает  познавательный интерес,  формирует определённый объём знаний, навыков. Чтобы нарисовать предмет, ребёнок должен рассмотреть его, произвести анализ, разделив мысленно на части, соотнести с имеющимися эталонами по форме, цвету, фактуре, размеру, местоположению. 

В процессе восприятия красоты природы, формируются эстетические чувства, происходит развитие эмоциональной сферы. В процессе рисования совершенствуется зрительно-двигательная координация, мелкая моторика. Как было описано ранее, усвоение навыка письма является сложным и длительным процессом. 

В школе детям нужно одновременно освоить графические и орфографические навыки. Это требует серьёзных усилий и напряжения. Рисование может значительно развить и подготовить руку к написанию букв и освоению каллиграфии. Ребёнок овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом педагога.  В процессе рисования также формируется учебная поза будущего школьника. 

В ходе освоения навыков рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (при рисовании), знака (при письме) и его графическим изображением, начертанием, регулирующие усилия руки при нажиме. 

Развитие движений руки, повышение её чувствительности и гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе выполнения упражнений дети должны учиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко совершать ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их. Например, для формирования навыка равномерного движения руки под контролем зрения полезно упражняться в штриховке. При закрашивании красками используют лишь одно направление линий: сверху вниз или слева направо в равномерном, ритмичном повторении. 

Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные и вертикальные прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые, замкнутые формы (круг, квадрат, ромб, прямоугольник и т.д.). 

Для дошкольников очень интересны декоративные рисунки. Декоративная деятельность развивает глазомер, точность в передаче формы, величины, пространственного расположения элементов, что очень важно в дальнейшем при освоении навыков письма. При рисовании орнаментов дети практически познают приемы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, в углу листа и т.д.), учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно), знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота), овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые). 

Таким образом, в процессе рисования развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, ассоциативное восприятие, систематизация. Мышление от наглядно-действенного развивается в наглядно-образное. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN