Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Современная технология "коллекционирование" в образовательном процессе ДОУ

Дата публикации: 2022-10-23 17:16:16
Статью разместил(а):
Путилина Елена Владимировна

Современная технология "коллекционирование" в образовательном процессе ДОУ

Modern technology of "collecting" in educational process in a kindergarten

 

Авторы:

Путилина Елена Владимировна

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 72», г. Владимир, Россия.

E-mail: doktormasjanja@gmail.com

Putilina Elena Vladimirovna

Kindergarten № 72, Vladimir, Russia.

Шмелева Марина Владимировна

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 72», г. Владимир, Россия.

E-mail: artsvamk@yandex.ru

Shmeleva Marina Vladimirovna

Kindergarten № 72, Vladimir, Russia

E-mail: artsvamk@yandex.ru

 

Аннотация: В этой статье авторы рассматривают цели, задачи современной технологии «коллекционирование», выделяют группы возможных коллекций дошкольников, этапы работы с коллекцией, использование созданных коллекций в различных видах детской деятельности, а также раскрывают значение коллекционирования для развития познавательных процессов дошкольников.

Annotation: in this article, the authors consider the goals and objectives of the modern technology of "collecting», identify groups of possible collections of preschoolers, stages of working with a collection, the use of created collections in various types of children's activities, and also reveal the importance of collecting for the development of cognitive processes of preschoolers.

Ключевые слова: культурные практики, коллекционирование, развитие познавательной активности.

Key words: cultural practices, collecting, development of cognitive activity.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Современный мир стремительно меняется, меняются люди, которые в нем живут, и, конечно же, дети. Современные дети намного любознательнее, активнее, чем раньше. Поэтому главная цель дошкольного образования в данный исторический момент-воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. Необходимо помочь каждому ребенку раскрыться, создать условия для формирования нравственных основ личности, воспитания положительной мотивации, формирования первичных ценностных представлений в соответствии с детскими возрастными возможностями.

В связи с этим, в соответствии с действующим ФГОС, планируются новые отношения участников образовательной деятельности. Воспитатель перестает быть транслятором информации, которую дети должны запомнить и воспроизвести, а становится организатором осмысленной, понятной и увлекательной деятельности для детей.

Появилось понятие культурных практик. Культурные практики - разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, формирующиеся с первых дней его жизни. Культурные практики человека начинают складываться в раннем возрасте в процессе взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются, постепенно и постоянно, в процессе самостоятельной деятельности.

В культурных практиках воспитателем создается атмосфера выбора, творческого самовыражения, сотрудничества детей и взрослого. Среди культурных практик можно выделить следующие: манипуляция с предметами, фантазирование, творческая деятельность, продуктивные виды деятельности, коллекционирование, экспериментирование, игра, поисково-исследовательская деятельность.

В своей работе нам хочется более подробно остановиться на коллекционировании в ДОУ. Толковый словарь определяет «коллекционирование» как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес». Коллекционирование украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразней; развивает познавательную активность, расширяет кругозор, приучает человека к усидчивости, аккуратности, внимательности, словом, воспитывает качества, нужные для работы в любой сфере науки и производства, способствует созданию положительного эмоционального настроя, устранению многих проблем в общении между детьми посредством включения в общую деятельность. В Китае говорят: «Кто имеет увлечение, проживает две жизни».

Ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является предметно-манипуляторная. И именно этим видом деятельности является коллекционирование. Благодаря собиранию коллекции дети получают возможность знакомиться с каждым из экспонатов, познавать его сенсорные особенности, свойства, качества.

Дети дошкольного возраста тяготеют к коллекционированию. Что только они не собирают: вкладыши, фигурки из киндер-сюрпризов, фантики от конфет и т.п. Но, к сожалению, все эти увлечения носят стихийный и недолговечный характер.

И тогда мы, педагоги, совместно с родителями решили помочь детям в создании коллекций, чтобы у ребят сложилось осознанное отношение к предмету коллекционирования. Ведь коллекционеру необходимы знания в области той коллекции, которую он хочет составить. Он должен владеть навыками поиска и классификации экспонатов коллекции. А это возможно в дошкольном возрасте только с участием взрослого.

Целью технологии «коллекционирование» является развитие познавательной активности (интереса и деятельности) детей дошкольного возраста посредством создания коллекций.

Задачи коллекционирования:

Образовательные:

· Создать условия для развития детского коллекционирования;

· Формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;

· Формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;

· Прививать навыки оформления коллекции и сбора материала;

· Пополнять предметно-развивающую среду материалами коллекционирования;

· Использовать знания, полученные при создании коллекций, в других видах продуктивной деятельности.

Развивающие:

· Развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;

· Способствовать развитию творческих навыков у детей дошкольного возраста;

· Обогащать и активизировать словарь детей;

· Расширять кругозор воспитанников;

· Обогатить эмоционально-сенсорное восприятие и развивать сенсорные способности.

Воспитательные:

· Формировать бережное отношение к хранению коллекции;

· Воспитывать усидчивость, аккуратность, внимательность;

· Создать положительный эмоциональный настрой;

· Активизировать общение со сверстниками, педагогами и родителями в процессе коллекционирования.

Выделяют следующие группы коллекций:

· Коллективные (групповые). Это коллекции, собранные в группе с помощью педагогов, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог.

· Домашние. Это коллекции, собранные дома детьми самостоятельно или с помощью родителей. Они бережно хранятся дома, а в детский сад приносятся для временной демонстрации.

· Индивидуальные. Это детские «сокровищницы». В них собраны различные вещи, причем каждая имеет огромную ценность для ребенка.

Этапы работы с коллекцией:

1 этап подготовительный - накопление представлений о предмете коллекционирования.

2 этап основной – получаемая информация систематизируется, активизируются полученные знания о предмете; собираются экспонаты для коллекции; формируется бережное отношение у детей к коллекции.

3 этап - проведение выставки, презентации коллекции.

В совместно организованной деятельности на базе нашей группы были созданы коллекции:

· «Мини- музей карманных календарей СССР». Цель создания: создание собственной коллекции карманных календарей.

· «Мини-музей значков СССР». Цель создания: создание собственной коллекции значков СССР.

· «Мини-музей «Домик ангелов». Цель: создание собственной коллекции фигурок ангелочков.

Коллекция в целом, а также ее отдельные экспонаты могут использоваться в различных видах детской деятельности:

· В познавательно-исследовательской - развитие познавательных процессов, ознакомление с окружающим миром;

· В игровой - викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры;

· В трудовой - оформление и размещение объектов коллекции, бережный уход за экспонатами;

· В восприятии художественной литературы - чтение литературных произведений по теме коллекции, чтение энциклопедий;

· В коммуникативной деятельности - тематические беседы, загадки, составление рассказов, активизация словаря; активизация общения со сверстниками.

· В изобразительной деятельности - изготовление рисунков, аппликаций, поделок;

· В конструировании - изготовление макетов, построек, моделей. 

Таким образом, можно сделать вывод, что коллекционирование является доступным и интересным для дошкольников видом деятельности. Использование технологии «коллекционирование» в образовательном процессе дает возможность педагогу создать увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, самостоятельности, любознательности, инициативности у детей дошкольного возраста.

«Коллекционируйте - это особенно полезно для тех, кто занимается умственным трудом. Коллекционирование учит сосредоточивать память» - напутствовал Альберт Эйнштейн.

 

Список литературы:

1. Крылова Н.Б. «Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка». М: Самобытность детства, 2007.

2. Венгер Л.А. «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания». М.: Просвещение, 2006.

3. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». М: АСТ, 2020.

4. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М: Просвещение, 1991.

  

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN