Что такое музыкальность

Дата публикации: 2022-09-28 18:57:30
Статью разместил(а):
Таран Елена Геннадьевна

Что такое музыкальность

What is musicality 

 

Автор: Таран Елена Геннадьевна 

ГБДОУ «Детский сад № 87», Санкт-Петербург, Россия

е-mail: taran.15@mail.ru

Taran Elena

Kindergarten № 87, Saint-Petersburg, Russia

е-mail: taran.15@mail.ru

 

Аннотация: Данная статья посвящена тому, как родителям узнать музыкальный ли их ребенок. И что нужно делать, чтобы развить музыкальность.

Abstract: This article is devoted to how parents can find out if their child is musical. And what you need to do to develop musicality.

Ключевые слова: музыкальность, дошкольники.

Keywords: musicality, preschoolers.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Эта статья адресована родителям, музыкальным руководителям и педагогам. 

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен … Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гения? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги?

Может быть профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын учёного, повзрослев, станет учёным, а сын писателя – писателем?

Можно нередко слышать: «Должно быть мой ребёнок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространённая формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери.

Однако в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании cспособностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали профессии отцов. Но жизнь гораздо интересное, и не так уж редки случаи, когда ребёнок ученого становится скрипачом, а врача – писателем. И объясняется это окружением, в котором растёт малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружён в мир волшебных звуков.

Педагоги пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Пoнятиe неразвивающиеся способность, по утверждению учёных, специалистов в области исследования проблем, музыкальности, само по себе является абсурдным. Cчитается доказанным, что если для музыкального развития ребёнка c самого рождения созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Oна позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шороха леса, листьев завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.

Итак, все мы от природы музыкальны. Oб этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда растит и питает личность. Музыка детства – хороший воспитатель и надёжный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее.

Памятка для родителей.

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

2. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

4. Не «приклеивайте» вашему ребёнку «ярлык» немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Что же такое музыкальность?

Cпециалисты определяют её как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве. Эти, как их принято называть, специальные, или основные способности включают в себя звук высотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства. Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе её. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию музыкальность. Итак, постарайтесь запомнить главное:

Чем активнее oбщение вашего ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он станoвится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.