Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Клинические характеристики форм дислексии

Дата публикации: 2022-09-25 17:45:18
Статью разместил(а):
Спиридонова Марина Владимировна

Клинические характеристики форм дислексии

Clinical characteristics of dyslexia forms

 

Авторы:  

Спиридонова Марина Владимировна

МДОУ "Старомайнский детский сад № 5", р.п. Старая Майна, Ульяновская область, Россия

E-mail: marinasp83@yandex.ru

Spiridonova Marina Vladimirovna

Staromaynsky kindergarten № 5, Staray Mayna, Ulyanovskay oblast, Russia

E-mail: marinasp83@yandex.ru 

Титова Светлана Александровна

МДОУ "Старомайнский детский сад № 5", р.п. Старая Майна, Ульяновская область, Россия

E-mail: lana.titova.1966@mail.ru

Titova Svetlana Aleksandrovna

Staromaynsky kindergarten № 5, Staray Mayna, Ulyanovskay oblast, Russia

E-mail: lana.titova.1966@mail.ru

 

Аннотация: Целью статьи являются расширение знаний педагогов по данной проблеме, повышение компетентности в вопросах диагностики, коррекции и профилактики нарушения процесса чтения у дошкольников.

Abstract: The purpose of the article is to expand the knowledge of teachers on this problem, to increase competence in the diagnosis, correction and prevention of reading disorders in preschoolers.

Ключевые слова: дошкольники, коррекция, дислексия.

Keywords: preschoolers, correction, dyslexia.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма. В этот период патология чтения и письма рассматривалась как единое расстройство письменной речи. В литературе конца 19 и начала 20 в. Было распространено мнение, что нарушения чтения и письма представляют собой одно из проявлений общего слабоумия и наблюдаются только у умственно отсталых детей.

Однако еще в конце 19в , в 1896г. В. Моарган описал случай нарушения чтения письма у четырнадцатилетнего мальчика с нормальным интеллектом. Морган определил это как «неспособность писать орфографически правильно и без ошибок и связно читать». В 1900 и 1907гг. Д. Гиншельвуд описал еще несколько случаев нарушения чтения и письма у детей с нормальным интеллектом, подтвердив, что нарушения чтения и письма не всегда сопровождают умственную отсталость. Гиншельвуд впервые назвал затруднения в овладении чтением и письмом «алексия» и «аграфия», обозначив их как легкие, так и тяжелые расстройства чтения и письма. Таким образом, в конце 19 и начале 20в. существовали  две противоположные точки зрения. Одни авторы рассматривали нарушение чтения и письма как один из компонентов умственной отсталости, другие подчеркивали, что патология чтения и письма представляет собой изолированное нарушение, не связанное с умственной отсталостью.

Постепенно понимание природы нарушений чтения и письма менялось. Это расстройство уже не определялось как однородное оптическое нарушение. Одновременно происходит дифференциация понятий «алексия» и «дислексия», «аграфия» и «дисграфия».

Дислексия – это частичное расстройство процесса овладения чтением. Распространенность данного состояния среди детей довольно велика. В Европейских странах около 10% детей имеют дислексию и нормальный интеллект. У мальчиков дислексия встречается в 4,5 раза чаще чем у девочек. Дислексия обусловлена несформированностью ( нарушением) высших психических функций  проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Современный анализ проблемы нарушения чтения основывается на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми. Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем.

Известны следующие формы дислексии – фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая и тактильная. Каждая форма дислексии имеет свои отличительные клинические признаки.

При фонематической дислексии дети не могут научиться читать от двух до 4 лет. Они с болим трудом усваивают отдельные буквы и не могут соединять их в слоги, слова. Другие же напротив усваивают буквы без труда, но в процессе чтения слогов и слов, делают большое количество ошибок, поскольку буква для них не является графемой (обобщенным графическим знаком). Фонематическая дислексия имеет две формы. Первая форма – это нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия, которое проявляется в трудностях усвоения букв, а так же в замене звуков, сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т, с-ш, ж-ш). Вторая форма – это нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа. При этой форме наблюдается побуквенное чтение и искажение звуко-слоговой структуры слова. В процессе чтения слова дети затрудняются сливать звуки в слоги и слова по аналогии с уже заученными слогами, плохо узнают слоги. Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с, с-ш, ж-ш). Отмечается так же побуквенное чтение и искажение звуко-слоговой структуры слова.

Семантическая дислексия (механическое чтение) проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста, при технически правильном чтении, при этом слово, предложение, текст, не искажаются. Нарушение понимания обусловлено трудностями звуко-слогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения. После прочтения слова, дети не могут показать соответствующую картинку и ответить на вопрос, связанный со значением хорошо известного слова. Дети с семантической дислексией затрудняются в выполнении такого задания, как слитно произнести слово, предьявленное в виде последовательно произнесенных изолированных звуков с короткой паузой между ними.

Аграмматическая дислексия чаще всего наблюдается у детей с системным общим недоразвитием речи разного патогенеза на синтетической ступени формирования навыка чтения. При этой форме наблюдается:

- изменение падежных окончаний и числа существительных;

- неправильное согласование в роде, числе, падеже существительного и прилагательного;

- изменение окончаний глаголов 3-его  лица прошедшего времени.

Оптическая дисграфия проявляется в трудностях в усвоении и смешении графически сходных букв. У этих детей нарушено зрительное восприятие и вне речи. При поражении правого полушария наблюдаются трудности при чтении левой части слова, зеркальное чтение, смешиваются буквы.

Мнестическая дислексия проявляется в трудности усвоения букв, в их недифференцированной замене. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3-5 звуков или слов, нарушают порядок, сокращают количество, делают пропуски звуков или слов. Нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и слухо-произносительным образом звука особенно ярко проявляется на этапе овладения звуко-буквенными обозначениями.

Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей. В основе ее лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

Дислексия у детей проявляется в неспособности достигать такого уровня развития навыков чтения, а также письма и орфографии, который был бы пропорционален их умственным способностям. Дислексия нередко сопровождается дисграфией и дисорфографией.

 

Литература:

1. Полушкина Н.Н. Диагностический справочник логопеда М. АСТ: Астрель; Полиграфиздат, 2010.

2. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, М.;Владос, 2003.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN