Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Развитие ребёнка младшего дошкольного возраста через ЛЕГО-констуирование

Дата публикации: 2022-09-22 23:09:41
Статью разместил(а):
Карасова Фатима Хусиновна

Развитие ребёнка младшего дошкольного возраста через лего-конструирование

The development of a child of younger preschool age through lego-construction

 

Автор: Ситекова Фатима Хусиновна

ГБДОУ "Детский сад № 87", Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: Karasova-fatima@mail.ru

Sitekova Fatima Husinovna

Kindergarten № 87, St.-Petersburg, Russia.

e-mail: Karasova-fatima@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье рассматривается ЛЕГО-конструирование как увлекательное занятие, которое является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, формирует познавательную активность, способствует воспитанию социальноактивной личности, развивает навыки общения и сотворчества, объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. Статья раскрывает актуальность использования лего-конструирования для развития ребенка младшего дошкольного возраста, как средства интеграции образовательных областей в процессе обучения в соответствии с ФГОС ДО. Данный материал будет полезен воспитателям детского сада, педагогам дополнительного образования в качестве доклада либо рекомендаций по развитию познавательной активности младших дошкольников средствами лего-конструирования, для подготовки к выступлению на педагогическом совете.

Annotation: This article considers LEGO construction as an exciting activity that is an excellent tool for the intellectual development of preschoolers, forms cognitive activity, promotes the upbringing of a socially active personality, develops communication and co-creation skills, combines play with research and experimental activities, provides a child with the opportunity to experiment and create his own world where there are no boundaries. The article reveals the relevance of using lego construction for the development of a child of younger preschool age, as a means of integrating educational areas in the learning process in accordance with the Federal State Educational Standard UP to. This material will be useful to kindergarten teachers, teachers of additional education as a report or recommendations for the development of cognitive activity of younger preschoolers by means of lego construction, to prepare for a speech at the pedagogical council.

Ключевые слова: ребенок младшего дошкольного возраста, развитие ребенка, ЛЕГО-конструирование.

Keywords: preschool child, child development, LEGO-construction.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование. 

 

Каждый ребенок уникален, он рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей младшего дошкольного возраста огромное желание творить и добиваться результатов. Создавая необходимые условия для развития конструктивной деятельности, родители помогают своему ребенку понять окружающий мир и свое место в этом мире.

Каждый ребенок – конструктор, изобретатель, исследователь. Эти, заложенные природой, задачи быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности, поскольку у ребенка есть неограниченная возможность изобретать, проявляя любопытство, находчивость и креативность [1]. 

Детский сад является первой ступенью на пути ребенка к образованию. Каждая ситуация индивидуальна, поскольку требуется набор ресурсов – административных, людских, организационных, временных. Образовательное пространство дошкольной организации обладает такими ресурсами. В детском саду ребенку позволено играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым и т.д. Ребёнок действует по собственному желанию и сам процесс деятельности, его итог радует не только детей, но и окружающих взрослых, не имея при этом жёстких норм и правил. Вместе с тем подобное многообразие деятельности даёт детям не только определенный объем знаний, умений и даже навыков, но и развивает их мышление, память, внимание, воображение, тягу к общению, нравственные качества. Таким образом в дошкольном возрасте решаются задачи: образовательные, развивающие и воспитательные.

Дополнительное образование рассматривается как пространство образовательных возможностей, механизм поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей, семьи и общества в целом. В.А. Березина подчёркивает: «… система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, … и другой образовательной деятельности» [4].

Снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста, проблема развития их познавательных способностей – одни из самых актуальных в современной теории и практике детской педагогики и психологии [3], [8]. Возникает противоречие: между требованиями к уровню развития познавательных способностей современного ребенка и недостаточностью современных методических разработок в сфере дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста технической направленности.

Лего-конструирование – это интересное и увлекательное занятие, которое позволяет учиться во время игры, как индивидуальной, так и вместе со сверстникам [5].

Лего-конструирование – вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие ребенка младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС [5].

Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, отвечающие самым высоким требованиям к гигиене, эстетике, прочности и долговечности. Благодаря своей педагогической универсальности и доступности, они являются самыми популярными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Эти конструкторы играют важную роль во всестороннем развитии ребенка.

Занятия с использованием конструктора помогают детям младшего дошкольного возраста войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.

С помощью лего-конструктора дети младшего дошкольного возраста могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача – создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Лего-конструирование – вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие ребенка младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС [4].

В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию детей младшего дошкольного возраста.

Лего-технология – пример интеграции всех образовательных областей, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

Развитие математических способностей – ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.

Развитие речевых и коммуникационных навыков – ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.

Коррекционная работа – оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т.д.).

Воспитательная работа – совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает ребенку младшего дошкольного возраста стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе [1].

Задачи Лего-методики.

Младший дошкольный возраст (2–4 года):

– учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т.д.);

– знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;

– создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;

– пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;

– развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора [2].

В дошкольном учреждении опыт работы с конструкторами ЛЕГО выстраивают следующим образом – знакомство с ЛЕГО у воспитанников начинается в раннем и младшем дошкольном возрасте. При поступлении в дошкольное учреждение у новеньких детей крупные детали конструктора вызывают огромный интерес и дают большой источник информации для педагогов. Ведь чем больше воспитанник проявляет интерес к игрушкам и манипулирует ими вместе со сверстниками, тем легче ребенок младшего дошкольного возраста адаптируется к дошкольному учреждению.

В возрасте 4–5 лет с помощью конструктора ЛЕГО проводится первичная диагностика детей, при отборе воспитанников для формирования групп компенсирующей направленности, она начинается с наблюдения за коммуникативными особенностями обучающихся.

Занимаясь с ЛЕГО, дети приобретают навыки культуры труда:  учатся соблюдать порядок на рабочем месте, учатся ориентироваться во времени и распределять силы при изготовлении моделей, как следствие планировать собственную деятельность. Важную роль играет тесная связь конструирования с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, и все формы восприятия – цвета, формы, размера, а так же успешно развиваются мыслительные процессы [6].

Применение наглядного материала помогает формировать пространственное мышление. Создавая модель, дети общаются со сверстниками или взрослым, представляют свои замыслы и учатся верно употреблять понятия направлений «верх», «низ», «дальше», «ближе», «слева», «справа», «вперед», «назад». Используя детали нужного размера, дети активно также включают в свою речь понятия «длинный – короткий», «высокий – низкий», «маленький – большой», «широкий – узкий».

Работа с конструктором ЛЕГО применима на любом этапе коррекционно-развивающего воздействия. Организация работы доступна с любым наполнением воспитанников – групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы.

Лего-конструирование совершенствует регулирующую функцию речи, активизирует представления по слову, учит понимать слова и соотносить их звучание с лексическим значением.

Детали небольшого размера тренируют мелкую мускулатуру кистей рук, рельефные поверхности – точность тактильных качеств. Дети определяют форму объекта, его размеры, положение в пространстве. 

Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети работают с инструкциями, взаимодействуют с партнером и участниками коллектива.

Различают три основных вида конструирования: по образу, по условиям и по замыслу.

Наличие готовой модели характерно для конструирования по образу, что нужно построить в виде изображения или схемы.

При конструировании по условиям – образца нет, постройка должна соответствовать заданным условиям.

Но лучше остальных развивает творческие способности и воображение ребенка конструированию по замыслу, потому что предполагает самостоятельную деятельность: дети сами, без каких=либо внешних ограничений, создают образ будущей постройки и воплощают его в материале, который имеется в их распоряжении [6].

Конструирование – это универсальный метод, открывающий ребенку младшего дошкольного возраста новый мир, в котором он развивает такие социальные качества как активность, любознательность, самостоятельность, навыки продуктивного сотрудничества и взаимопонимания для поиска оптимального решения.

Системный подход активизирует логическое, проектное мышление, интеллектуальные и творческие способности.

Конструктор ЛЕГО предоставляет ребенку прекрасную возможность учиться на собственном опыте. Воспитание и обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, вызывающего у него интерес.

Эффективность освоения лего-конструирования в дошкольном возрасте зависит от многих факторов, в том числе и от отношения родителей к данному направлению, их заинтересованности и готовности принимать активное участие в увлечении ребенка.

Чтобы помощь родителей была действенной, а дело воспитания и развития стало общим делом семьи и детского сада, в ДОУ происходит знакомство родителей воспитанников с легоконструированием через использование традиционных форм работы: консультации, тематические встречи, клубы для родителей, а также интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества, групповые собрания, групповые и индивидуальное консультирование, анкетирование.

Данные мероприятия позволяют родителям не только повысить свою компетентность и приобрести теоретические знания, но и помогают овладеть практическими умениями в области развития способностей своего ребенка. Эффективно организованное сотрудничество дает импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающее не просто совместное участие в воспитании ребенка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию, формирует предпосылки совместной деятельности детей и родителей, делает их настоящими партнерами. В то же время это позволит педагогам скорректировать собственную работу на основе учета интересов семьи, не испытывая трудностей при контакте с родителями [8].

Родители получают консультации о возможностях разнообразного использования конструктора дома.

Например, попробовать из конструктора ЛЕГО построить сказочных героев, разыграть несколько миниатюр из любимой книги ребенка или придумать свой сюжет.

А также рекомендуем лего-игры, направленные на развитие когнитивных процессов:

1. Лего-загадки.

Нужно построить из конструктора персонажа с узнаваемыми деталями или ситуацию, с которой ребенок младшего дошкольного возраста хорошо знаком, чтобы у него была возможность угадать. А потом предложить поменяться местами. Очень часто детям больше нравится загадывать загадки, чем разгадывать их.

2. Лего-арифметика.

Ни для кого не секрет, что игры с конструктором ЛЕГО могут привить любовь ребенка младшего дошкольного возраста к математике с детства. Строя башни и лестницы, изучаем счет. Играя в сюжетные игры, вычитаем, складываем, делим. Из скольких кубиков будет башня, если мишка принес два, а волк – четыре кубика? И так далее.

3. Лего-геометрия.

Во время игр с конструктором ЛЕГО ненавязчиво можно познакомить ребенка с симметрией, понятием «наоборот». На игровое поле положите палку или линейку. Это зеркало. С одной стороны зеркала выложите фигуру, попросите ребенка повторить ее со своей стороны зеркала. Это осевая симметрия. Постройте вместе с ребенком мандалу из деталей ЛЕГО. Это центральная симметрия. Соберите палочку из разноцветных кубиков, попросите ребенка повторить ее «наоборот» – сверху вниз.

4. Лего-кубики и чтение.

1) Лего - конструктор на сегодняшний день незаменимый материал для занятий в дошкольных учреждениях. Когда ребёнок увлечённо и с удовольствием играет с лего, то в это время у ребёнка развивается: память, внимание, мелкая моторика, ловкость, умение обобщать и сравнивать предметы, повышается познавательная активность и эмоционально-волевая сфера [2].

2) Вторая особенность заключалась в том, что в младшей группе роль ведущего всегда берет на себя педагог, так как дети еще не могут распред5елить свои роли в игре. Для детей младшей группы педагог выбирает самые простые игры с целью закрепить цвет, названия деталей LEGO-конструктора, форму. Педагог должен стараться увлечь ребенка игрой, чтобы сформировать навыки необходимые для его успешного развития.

После изучения литературы на втором этапе своей работы я создала картотеку игр для детей 3-4 лет по лего-конструированию (показать и рассказать какие в ней игры и составила конспекты занятий.

После изучения теории по данной теме я приступила к практической части работы: к разработке дидактических игр и апробирования их на практике в работе с детьми.

Игра «Цветные башенки». Детям предлагаются карточки (схемы) построек башенок, с помощью кирпичиков лего они строят башни. Другой вариант дети по очереди кидают кубик, на гранях которого находятся цвета указывающие на то какой цветом кубик необходимо взять следующим для постройки.

Эта игра очень помогает в изучении цветовой гаммы, в формировании у детей умения соотносить предметы по цвету. В начале игры дети строят самые простые башенки из двух кирпичиков. Очень эффективна эта игра в индивидуальной работе, когда ребенок легко усваивает цвета и может двигаться дальше, выстраивая башни все выше и выше. Это позволяет развивать у него умение сравнивать, анализировать.

Игра «Разложи по цвету». Эта игра также помогает выучить с ребенком цвета, учить его ориентироваться на листе бумаги, соотносить предметы по цвету, анализировать. Детям предлагаются карточки с изображением лего-кирпичиков, необходимо выложить кирпичики так, как нарисовано на карточке, в соответствии с цветом.

Игра «Посчитай и сравни». Эта игра в интересной форме позволяет познакомить детей с миром цифр. Детям предлагаются карточки с изображением кирпичиков и цифрами. Необходимо посчитать кирпичики и сравнить с числом на карточке. Детям предлагается подружиться, например, с цифрой один и подарить ей кирпичики разного цвета, но только по одному. Дети в этой игре быстро усваивают такие понятия один-много: в гости пришел один кирпичик красный, один синий, один желтый, а вместе их много.

По мере взросления детей и формирования у них представлений о цифрах и числах для них очень интересна игра «Собираем и считаем».

Детям предлагаются карточки, необходимо называть цифру изображенную в столбце и собрать башенку из того количества кирпичиков, которое показывает цифра.

Дети, собирая башенку должны считать, тем самым закрепляя навык счета. Конечно, очень важно подбирать задания по силам ребенка, чтобы создать для него ситуацию успеха. Кто-то в 4 года с успехом считаем до 10, а кому-то порой трудно дается счет в пределах пяти [4].

Чтобы проследить за динамикой познавательного развития детей младшего дошкольного возраста в играх по лего-конструированию разрабатывается мониторинговая карта. Выбираются такие критерии как: называет цвет деталей, называет детали, скрепляет детали, строит элементарные постройки по творческому замыслу, строит по образцу, точность скрепления и скорость выполнения. Анализ результатов мониторинга показывает, что в развитии каждого ребенка наблюдалась динамика. 

В этой диагностике специалисты не оценивают у ребенка знание цифр, умения соотносить цифру с количеством деталей, но появление лего-конструктора на занятиях по математике делает его интересней, дети с удовольствием считают, сравнивают, анализировают.

Проводя работу с лего-конструктором в младших группах, уже становится понятным, что он станет помощником в развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Для этого с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать следующие игры:

Игра «Сосчитай и перевези». Детям предлагаются карточки, на которых изображены грузовики с цифрами. Необходимо выложить кирпичики лего в соответствии с числом на кузове грузовика, то есть «загрузить машинку». Эту игру можно проводить и с настоящими игрушками на ковре, разыграв ситуацию «Стройка». Одни дети строят – другие подвозят детали.

Игра «Считаем и играем». Детям предлагаются карточки, на которых изображены цифры, необходимо в соответствии с ней выложить в пустые квадратики необходимое количество кирпичиков лего. Второй вариант: на карточках изображены цифры из лего детям можно предложить собрать такие же. 

Игра «Посчитай и разложи». Детям предлагаются карточки и кирпичики лего, необходимо посчитать кирпичики, сравнить с числом которое указанно на карточке и сформировать башни от 1 до 10.

Лего-конструктор успешно помогает усвоить детям навыки сложения, вычитания, сравнения и другие важные умения, которые порой так тяжело даются детям.

Лего-конструктор – это то средство, которое интересно детям любого возраста. Ну, а дети младшего дошкольного возраста учат с помощью него цвет, размер (высокий – низкий, широкий – узкий, большой – маленький) [7].

Чтобы оставить на память радостные моменты игры с лего с детьми младшего дошкольного возраста можно составить фотоколлаж, как дети играют в дидактические игры по лего-конструированию [4].

Следует отметить, что игры с лего-коструктором увлекают детей, даже самые активные дети готовы подолгу в них играть.

Таким образом, развивающие игры с кубиками ЛЕГО – это совсем не сложно. Играя с конструктором разными способами, родители не только весело и с пользой проводят время с ребенком, учат его получать удовольствие от придумывания, но и развивают творческое мышление своих детей.

Игры с конструктором не бывают скучными. В семьях, где мама и папа фантазируют и придумывают на ходу, ребенок учится играть и жить с легкостью.

 

Список литературы:

1. Галицкая Н.В., Семенова А.С. Конструктор ЛЕГО в ДОУ и семье: развиваем и обучаем детей играя // Педагогический поиск. 2022. № 7. С. 28-31.

2. Мельникова О. В. Лего-конструирование. 5–10 лет. – Волгоград: Учитель, 2020. – 51 с.

3. Муратова Л.А. Роль легоконструирования в младшей группе ДОО // Опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Г.Р. Туйсина. 2019. С. 91-92.

4. Тимофеева Р. Г. Сборник дидактических игр по лего-конструированию. Для детей дошкольного возраста (3–7 лет). – М.: Перо, 2019. – 66 с.

5. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. ФГОС ДО. – М.: Сфера, 2019. – 136 с.

6. Фомина Н.И. Конструирование как универсальный вид деятельности детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы образования, науки и культуры в интересах устойчивого развития. Сборник статей участников Международной научно-практической конференции. Отв. ред. С.В. Напалков, науч. ред. Т.А. Кончина. Арзамас, 2021. С. 267-272.

7. Степанова Г. А. Лего-конструирование для младших дошкольников.

8. Фоминых Н. Лего-конструирование в детском саду: проведение занятия, схемы и прочее.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN