Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Арт-практика как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду

Дата публикации: 2022-09-20 16:01:12
Статью разместил(а):
Долихина Марина Валерьевна

Арт-практика как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду

Art practice as a means of adaptation of early preschool children to kindergarten 

 

Автор: Долихина Марина Валерьевна

ГБДОУ «Детский сад № 87», Санкт-Петербург, Россия

e-mail: dolikhina@mail.ru

Dolikhina Marina Valeryevna 

Kindergarten № 87, St.-Petersburg, Russia.

e-mail: dolikhina@mail.ru

 

Аннотация: В статье проведен анализ и классификация адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду. Рассмотрены факторы, влияющие на адаптацию и причины тяжелой адаптации детей. Изложены этапы адаптации детей к детскому саду.

Abstract: The article analyzes and classifies the adaptation of children of early preschool age to kindergarten. The factors influencing adaptation and the causes of severe adaptation of children are considered. The stages of adaptation of children to kindergarten are described.

Ключевые слова: детский сад, ребенок, эмоциональное состояние ребенка, предметно-игровая деятельность, тяжелая адаптация.

Keywords: kindergarten, child, emotional state of the child, subject-play activity, severe adaptation.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Адаптация в детском саду - это процесс приспособления ребенка к изменяющимся условиям. Из личного опыта работы с детьми раннего дошкольного возраста можно предложить следующую классификацию адаптации детей:

1. Легкая степень.

2. Средняя степень.

3. Тяжелая степень.

Легкая степень - это эмоциональное состояние ребенка, которое достигается при посещении детского сада в течение 2-3 недель.

Средняя степень - это эмоциональное состояние ребенка, которое улучшается при посещении детского сада в течение 1-1,5 месяцев.

Тяжелая степень адаптации - это эмоциональное состояние ребенка, которое достигается при посещении детского сада от 2 до 6 месяцев.

Факторы, влияющие на адаптацию ребенка к детскому саду:

1. Возраст. Дети возрастом от 2-х до 3-х лет, адаптируются быстрее и посещают детский сад с более положительным эмоциональным состоянием, чем дети в возрасте 4-5 лет, следует заметить, что 3-х летний возраст также является сложным возрастом для адаптации, так как отрываются от мамы. Оптимальным возрастом с точки зрения адаптации детей является возраст 2-3 года и только потом 4-5 лет.

2. Состояние здоровья. Здоровый ребенок детский сад будет посещать с желанием, чем дети, имеющие проблемы с речью, психическое и физическое отклонение в развитии.

3. Уровень развития. Подготовка к посещению детского сада, одни дети приучены к посещению туалета, другие ходят в подгузниках и воспитатели вынуждены переучивать таких детей.

4. Умение общаться. Часто происходит так, что родители не дают своему ребенку научиться контактировать с другими детьми, вмешиваются, обучают, как ответить, отвечают за ребенка сами, не дают ребенку говорить самому. Естественно такой ребенок начинает думать, «как я справлюсь без мамы».     

5. Сформированность предметной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является предметная деятельность. Что здесь мешает адаптации ребенка к детскому саду? Родители усаживают своих детей с гаджетами, с телевизором, с мультфильмами, тем самым убивают в ребенке фантазии и умение манипулировать предметами. Начиная с года жизни детям показывают мультфильмы, мотивируя это тем, что «мультики развивающие». Не существует развивающих мультфильмов», потому что до 3-х лет ребенок обучается и развивается только в результате предметной деятельности, у ребенка сенсорное восприятие мира, смотря в экран, ребенок видит мелькающую картинку.

6. Соблюдение режима, приближенного к детскому саду. Родителям, вначале посещения ребенком детского сада  необходимо ознакомиться с расписанием, режимом дня и начать готовить к этому ребенка. Дети поздно ложаться спать, у некоторых не было практически дневного сна, а теперь придется рано вставать. В детском саду приходиться приучивать, потому что не начали готовить ребенка заранее.

Каковы причины тяжелой адаптации?

1. Отсутствие режима дня дома.

2. Своеобразные привычки (сосание пальца и т.д.). Необходимо отучать детей от таких привычек дома.

3. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков. Приучивание к туалету (горшку), оптимально с полтора года, раньше нет смысла, так как еще не сформирована психика. Тоже самое, пользование, держание ложки, умение одеваться. К этому нужно готовить ребенка заранее, чем больше родители делают ребенка несамостоятельным, тем сложнее будет работать.

4. Нет опыта общения с незнакомыми людьми. Ребенок привык общаться только с родителями.

5. Неготовность родителей к посещению ребенком детского сада.

Рассмотрим этапы адаптации ребенка к детскому саду.

Первый этап – это «Буря». Это сильное напряжение ребенка, возбудимость, его агрессия, плохой сон. Это может длиться 2-3 дня, а может длиться до 2 месяцев. Это относится к тяжелой адаптации. Что делаем в этом случае: водим по 2 часа до сна, не даем ребенка на групповые занятия, если надо, работает психолог только индивидуально, стараемся максимально принимать его агрессию, потому что такие дети выплескивают все свое недовольство на мать, когда она приходит его забирать из детского сада.

Второй этап – «Затихающая буря». Это когда у ребенка неустойчивое внимание, пытается взаимодействовать, становится немного быть активнее. Появляется интерес, может сам подойти и наша задача этот интерес только подпитывать для того чтобы ребенок мог вступить в общение с другими детьми.

Третий этап – это «Штиль». Это приспособление, длится от 2-3-х недель и до 6 месяцев. Ребенок активно играет, он может не хотеть идти в садик, но и забрать его тоже уже будет сложнее, он уже привык, общается с другими детьми, коммуницирует и ребенку комфортно. Для того, чтобы мы могли, работая в детском саду поддержать контакты, поддержать его интерес можно сделать «волшебный мешочек» или «волшебную шкатулку». Что это такое? В этот мешочек или шкатулку мы кладем разные интересные вещи, которые будут максимально привлекать детей, это могут быть различные предметы, раскладная книжка-зеркальце и т.д.

Как мы привлекаем внимание на 2 этапе «Затихающая буря». Мы садимся и начинаем разбирать этот «волшебный мешочек» привлекаем внимание ребенка, например: «Хочешь просмотреть? У меня здесь что-то есть!» Ребенок скорее всего, если у него нетяжелая адаптация подойдет к вам и попробует, не получается, пробуем это сделать каждый день, ненавязчиво стараемся его заинтересовать. Как мы играем? Мы можем рисовать слезливого смайлика со слезками, вытираем, потом рисуем ему улыбку. Меняем из состояния минус в состояние плюс. Мы все негативное рисуя обязательно должны преобразовать в что-то позитивное. Если ребенок не говорит, то мы просто с ним рисуем и смотрим эмоции, эмоции это первое чему можно обучать детей чтобы эмоциональный интеллект был развит, тогда им легче учиться и говорить и делать те элементарные манипуляции, которые только может.

Арт-оборудование, которое можно использовать в своей работе это, например, использование стеклянного мольберта для рисования восковыми карандашами с двух сторон. Здесь происходит установление эмоционального контакта. Следующее что можно иметь, это стеклянная песочница, для использования песочной терапии при работе с крупой. Какие есть условия для того, чтобы работать с детьми от двух до шести лет.

Первое, занятие может проводиться продолжительностью от 5 минут. Второе, это эмоциональный контакт с ребенком - обязателен. Третье, желание ребенка - это основное. Обязательное использование арт-материалов, на которые у детей не было бы на них аллергии. Важно поддерживать удовольствие у ребенка, чтобы он приходил домой и говорил, что ему хорошо с вами и что ему нравится.

Модель проведения занятий: четко, поэтапно, первое, это ритуал приветствия, техника на разогреве, работа с игрушкой, надетой на руку, каждый раз с разной. Далее идет основная техника, после основной техники игра-поощрение то, что им будет интересно и ритуал прощания. Чаще всего дети ставятся в круг или садятся на стульчики, потом их можно поднимать, потому что круг у нас, это баланс гармонии и детям будет играть максимально комфортно.

Таким образом, адаптация детей раннего дошкольного возраста к детскому саду будет зависеть от многих факторов, таких как возраст, эмоциональное состояние, состояние здоровья, уровень развития и умения общаться, а также готовность родителей.  

Роль педагога в этом вопросе используя методы и средства арт-практики максимально комфортно адаптировать детей раннего дошкольного возраста к детскому саду.    

 

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.22).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Хащанская М.К. Арт-практики в художественном образовании. Учебно-методическое пособие, СПб: ГБУДПО Санкт-петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2020. – 80 с.

4. Журнал «Непрерывное образование» - 2019. - № 1(27).

 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN