Роль педагога в формировании основ речевой деятельности детей

Дата публикации: 2022-09-18 21:05:24
Статью разместил(а):
Акимова Ксения Александровна

Роль педагога в формировании основ речевой деятельности детей

The role of the teacher in the formation of the foundations of children's speech activity

 

Автор: Акимова Ксения Александровна 

ГБДОУ "Детский сад № 87 Красносельского района", Санкт-Петербург, Россия

E-mail: ksenakimova@yandex.ru

Akimova Ksenia Aleksandrovna  

Kindergarten № 87, Saint Petersburg, Russia  

E-mail: ksenakimova@yandex.ru 

 

Аннотация: Статья посвящена культуре речи педагога, от которой зависит культура речи детей. Помня об этом, педагог должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.

Abstract: The article is devoted to the teacher's speech culture, on which the children's speech culture depends. Bearing this in mind, a teacher should consider it a professional duty to continuously improve his speech in order to thoroughly know the native language of the children he is raising.

Ключевые слова: связная речь, речевое общение, речевое развитие, дошкольники.

Keywords: coherent speech, speech communication, speech development, preschoolers.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является общение его со взрослыми. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Речь взрослых по-прежнему остается основным источником речевого развития дошкольников.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ним, являются основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчётливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определённом темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Требования к речи педагога.

Среди требований к речи педагога в ДОУ выделяют: 

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. К выразительным средствам относятся интонация, темп речи, сила, высота голоса.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Обучая детей звукопроизношению, необходимо четко и правильно артикулировать звуки речи и их сочетания; упражнять в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, темп речи, тембр) при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки, недоумения и т.д.

Работу, которую необходимо провести над собственной речью:

Устранение недостатков произношения звуков. Прежде всего, воспитателю следует обратить внимание на произношение звуков с, з, ц, ш, ж, л, р, так как именно они чаще всего произносятся неправильно. Для уточнения артикуляции, для правильного произношения звуков, а также для их постановки рекомендуется использовать специальную литературу (логопедическую или по технике речи). В трудных случаях, когда самим избавиться от дефектов не удается, следует обратиться за помощью к специалисту по исправлению речи-логопеду.

Речевое дыхание. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование,

Сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания изменять силу и высоту голоса.

Работа над дикцией. Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией, при четком и внятном произнесении слов и фраз. Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо прежде всего укрепить артикуляционный аппарат, наладить правильное речевое дыхание. Для этого используются специальные упражнения, направленные на развитие подвижности мышц нижней челюсти, языка, губ.

Орфоэпия. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио, телевидения. У мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую культурную речь.

Интонационная выразительность. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения, пауз, мелодии, темпа, произнесенных за определенную единицу времени, изменения громкости голоса, тембра. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

Связная речь и ее лексико-грамматическое оформление. Связность речи обеспечивается правильным подбором слов, правильным построением фраз, последовательностью изложения материала. Серьезное отношение к чтению, постоянная работа с книгой помогут глубже усвоить богатство и разнообразие родного языка.

В заключение хотелось бы напомнить, что в развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.