Гармонизация отношений между родителями и детьми средствами физической культуры
Гармонизация отношений между родителями и детьми средствами физической культуры
Harmonization of relations between parents and children by means of physical education
Автор: Семенова Елена Михайловна
ГБДОУ "Детский сад 87 Красносельского района", Санкт-Петербург, Россия
E-mail: Lenys1970@mail.ru
Semenova Elena Mikhailovna
Kindergarten 87 Krasnoselsky District, St. Petersburg, Russia
E-mail: Lenys1970@mail.ru
Аннотация: В данной статье представлен опыт работы гармонизации детско-родительских отношений.
Abstract: This article presents the experience of harmonization of child-parent relations.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, физическая культура.
Keywords: child-parent relations, physical culture.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
В последние десятилетия наметились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии ребенка.
Рассматривая понятие здоровья с точки зрения валоеологических аспектов: единство физического, соматического, духовно-нравственного компонентов; в организации физкультурной работы с детьми большое место уделяю их эмоционально-нравственному развитию, основы которого закладываются в семье через близкие контакты с родными людьми.
Проблемы детско-родительских отношений.
В последние десятилетия наметились, серьезные проблемы во взаимоотношениях родите лей с детьми. Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии ребенка. Прослеживается и дальнейшие линии этого влияния на такие проявления личности (подростка, взрослого), как чувство комфорта-дискомфорта в этом мире, как эмоциональная открытость людям, толерантность и многие другие. Рассматривая понятие здоровья с точки зрения валоеологических аспектов: единство физического, соматического, духовно-нравственного компонентов; я в организации физкультурной работы с детьми большое место уделяю, их эмоционально-нравственному развитию, основы которого закладываются в семье через близкие контакты с родными людьми. Поэтому в контексте валеологической работы с детьми на первом этапе были поставлены следующие цели:
- выявить характер эмоциональных отношений родителей с ребенком в нашем д\с;
- определить степень осознания родителями значимости положительного эмоционально-тактильного контакта личностного развития детей;
- выявить наличие ритуалов и традиций в семейных отношениях и формы их проявлений;
- имеет ли место тактильный контакт в процессе взаимодействия родителей с ребенком, как часто и в каких ситуациях он проявляется?
Для решения этих целей я использовала комплекс диагностических методик: наблюдение, «силуэтная методика», анкетирование, интервью, проективный рисуночный тест «Моя семья».
В анкетах я предлагала родителям ответить на ряд вопросов, касающихся межличностных отношений. Интервью с детьми дало мне возможность выяснить наличие ритуалов и совместных традиций. Просила ответить детей на вопросы:
- Кто тебя утром будит?
- Кто тебе читает книжки? Как это происходит?`
- Кто тебя укладывает спать на ночь? Как это происходит?
Некоторые выводы для себя я сделала, когда наблюдала , как родители утром выражают свои эмоциональные отношения к ребенку при расставании с ним в детском саду с и при встрече с вечером.
Проективный рисуночный тест «Моя семья» (старший дошкольный возраст) помог мне выявить особенности внутрисемейных отношений и получить информацию о субъективной оценке ребенком собственного места в семье, его отношений с членами семьи.
«Силуэтная методика» дала мне возможность выявить ситуации, побуждающие к временным тактильным контактам родителей с детьми. Анализ результатов используемых диагностик позволил мне классифицировать семьи, взяв за основу следующие критерии:
1. Частота эмоционального взаимодействия родителей с ребенком.
2. Адекватность эмоциональных проявлений родителей в процессе взаимодействия с ребенком.
3. Осознание родителями значимости положительного эмоционально-тактильного кон такта с ребенком.
В соответствии с этими критериями мною были выделены следующие группы семей условно названные: формально любящие, любящие, игнорирующие.
Обработка результатов диагностирующего этапа показала, что две трети детей испытывают дефицит родительской любви и взаимопонимания. Через свои совместные физкультурные занятия я хотела сблизить родителей и детей. Но после того как на родительском собрании я предложила совместные занятия, то поняла, что большинство родителей были не готовы к совместной двигательно-игровой деятельности с детьми в силу небольшого опыта, наличия определенных психологических барьеров в виде боязни оказаться неумелым, стыда за собственную физическую неловкость. Поэтому на втором этапе работы я поставила перед собой следующие задачи по подготовке взрослых (воспитателей и родителей) к участию в совместных занятиях:
Формирование психологической готовности к совместной двигательно-игровой деятельности с ребенком, которая заключается в следующем:
В осознании и принятии задач предстоящего взаимодействия с ребенком и психолого-педагогических требований к занятиям:
- в готовности к собственной внутренней перестройке;
- в активном интересе и положительном отношении к предстоящей совместной двигательной деятельности с ребенком.
Формирование целостного чувственного опта совместной двигательной деятельности, заключающегося:
- в готовности к овладению физическими упражнениями;
- в восстановлении и расширении двигательного опыта;
- в адаптации родителей к пространству спортивного зала и ознакомлению их с функциональным оборудованием;
- в овладении опытом взаимодействия с ребенком в двигательно-игровой деятельности, проявлении активной поддержки.
Повышение психолого-педагогической контактности по проблеме взаимодействия взрослого с ребенком, заключающееся:
- в расширении и углублении знаний о базовых потребностях ребенка-дошкольника для его комфортного психофизического развития;
- в ознакомлении с особенностями совместного физкультурного занятия и его содержанием.
Способствование развитию и совершенствованию функциональных систем организма, двигательных навыков и качеств.
В основу содержания физкультурных занятий легла система физических игр и упражнений, которые:
- обеспечивают тактильный контакт;
- доступны для совместного выполнения взрослым и ребенком;
- разнообразны по своему физическому воздействию;
- направлены на развитие эмоциональной сферы, партнерских отношений родителей и детей;
- решают оздоровительные и воспитательные задачи.
В содержание совместных физкультурных занятий вошли детско-родительские игры, взятые из народного наследия, танцевальные упражнения, подвижные игры, парные контактные физические упражнения.
Свои занятия я выстраивала в определенной последовательности: игровые, интегрированные, традиционные, досуги и праздники.
Игровые занятия давали возможность адаптировать родителей к совместной двигательной деятельности с детьми, повысили их заинтересованность и эмоциональную включенность.
Интегрированные занятия, включающие выполнение совместных творческих и интеллектуальных заданий на фоне двигательной деятельности, обогащали опыт взаимодействия родителей и детей, способствовали активному развитию у детей психических процессов: внимания, памяти, воображения.
«Традиционные» занятия, включающие разнообразные физические упражнения, способствовали приобретению родителями и детьми разнообразного двигательного опыта взаимодействия.