Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Воспитание ценностного отношения к природе через применение традиционных и нетрадиционных техник рисования

Дата публикации: 2022-03-10 17:47:54
Статью разместил(а):
Тришина Наталья Викторовна

Воспитание ценностного отношения к природе через применение традиционных и нетрадиционных техник рисования

Education of a value attitude to nature through the use of traditional and non-traditional drawing techniques

 

Автор: Тришина Наталья Викторовна

МКДОУ «Детский сад № 21», р.п. Красногорский, Челябинская область, Россия.

e-mail: natatrish@mail.ru

Trishina Natalya Viktorovna

Kindergarten No 21, Krasnogorsky village, Chelyabinsk region, Russia.

e-mail: natatrish@mail.ru

 

Аннотация: В статье отражается актуальность экологического воспитания в ДОО через изобразительную деятельность. Автор приводит аргументы, доказывающие эффективность познания природного окружения через рисование, формирование эмоционально ценностного отношения к ней.

Abstract: The article reflects the relevance of environmental education in pre-school education through visual activity. The author gives arguments proving the effectiveness of cognition of the natural environment through drawing, the formation of an emotionally valuable attitude to it.

Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, эстетическое развитие, детский сад.

Keywords: non-traditional drawing techniques, aesthetic development, kindergarten.

Тематическая рубрика: Дошкольнок образование.

 

Современное общество выводит задачу развития ценностного отношения к природе на особый уровень. От решения проблемы экологического воспитания детей и подростков зависит наше будущее. Ведь виной большинства проблем, связанных с окружающей средой, является сам человек и его неразумное поведение. Потребительское отношение к природе является следствием утраты духовных, нравственных, этических ценностных ориентиров.

Таким образом, в мире возникла необходимость возврата к нравственным ценностям, воспитания людей нового поколения, которые будут способны к осознанному отношению к природному окружению.

Педагоги ДОО находятся в поиске средств, способных сформировать ценностное отношение к природе путем воздействия на эмоциональное состояние ребёнка особыми эстетическими качествами - формой, разнообразием, яркостью красок и др. Все это позволяет сформировать эмоционально положительное отношение к природе и ее явлениям.

Изобразительная деятельность решает задачи естественного познания природы и становится для детей способом выражения детей собственного отношения к природным объектам.

Стремление передать в своих рисунках определенные природные явления и образы, мотивирует детей на углубление собственных знаний о ней. В то же время происходит обогащение содержания детского творчества, в рисунках детей появляются новые сюжеты.

Ребенок-дошкольник познает окружающую природу в соответствии с «законами красоты». Важная роль при этом отводится педагогу, который должен передать детям свое понимание природы, научить их видеть ее красоту. Это происходит в процессе ознакомления детей с временами года, их особенностями, с природными явлениями, с миром растений и животных.

Как правило дети всегда откликаются на предложение педагога изобразить природу и животных. Создание ими подобных картин содействует и уточнению их знаний об природных объектах, насыщает детское творчество новыми образами, формирует интерес к природному окружению и ложится в основу положительного отношения к ней. Исследования в области детского творчества показали, что красота окружающей природы способна вызвать в детях восторженный отклик.

Среди тем, предлагаемых детям, можно выделить следующие: «Осеннее дерево», «Белая береза», «Весенние цветы» и др. Важное место при этом отводится подготовке к рисованию. Рассмотрим это на примере осени. Педагог предлагает детям полюбоваться природой на прогулке, рассмотреть листочки, поиграть с ними, дополняет впечатления художественным словом. Детям старшего дошкольного возраста целесообразно предложить собрать листочки и нарисовать их с натуры. При этом следует обратить внимание детей на конструкцию пластины листа, на то, как располагаются прожилки, которые складываются в определенный рисунок.

Особый интерес у дошкольник вызывает рисование объектов живой природы: это могут быть насекомые, птицы, рыбы, дикие и домашние животные.

Отдельно отметим и пейзажную живопись. Дети старшего дошкольного возраста способны изобразить не только ярко выраженные сезоны природы, но и их переходные состояния:начало осени, золотая осень, поздняя осень. Также им доступно изображение пейзажей, знания о которых они получили не путем собственных наблюдений, а из сторонних источников. Речь идет о горном, морском, лесном пейзаже. Целесообразно познакомить детей со способами изображения пейзажей в разное время суток, различного состояния погоды. При этом усложняются и выразительные средства живописи: колорит, композиция, пропорции и др.

Следует уделять внимание не только использованию традиционных способов рисования, но и нестандартных. К примеру, отпечатывая листочки, мы видим всю красоту их рисунка, который переносится на бумагу. Создание изображения методом монотипия позволяет передать отражение леса в водоеме, передавая его симметрию. Использование соли или манной крупы при изображении зимних пейзажей позволяет добиться объема и фактурности, схожей с настоящим снегом.

В заключение отмечу, что интеграция экологических знаний и изобразительной деятельностипозволяет закрепить и уточнить имеющиеся у детей имеющиеся сведения о природных объектах, сформировать интерес к миру природы и эмоционально положительное отношение к ней, вызвать желание отразить её явления в своих творческих работах. Рисуя природу, дети получают о ней более полные знания, убеждаются в ее важности для человека, приходят к выводу о том, что природу нужно беречь и ценить.

 

Список литературы:

1. Бутенко Н.В., Пермякова Н.Е. Ребенок в мире природы и искусства. Монография: Под редакцией Н.В. Бутенко. -  Челябинск ЗАО «Библиотека Миллера», 2019.-224с.

2. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. Дошкольное воспитание, 2001, N9.

3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.

4. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003.-176с: ил.

  

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN