Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников
Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников
Didactic game as a means of speech development of preschoolers
Автор: Короткова Марина Сергеевна
ГБДОУ "Детский сад № 87", Санкт-Петербург, Россия.
e-mail: corotkova2017.corotkova@yandex.ru
Korotkova Marina Sergeevna
Kindergarten № 87, St.-Petersburg, Russia.
E-mail: corotkova2017.corotkova@yandex.ru
Аннотация: В статье описана проблема недоразвития речи детей раннего возраста и ее развитие посредством дидактической игры в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Abstract: The article describes the problem of underdevelopment of speech in young children and its development through didactic play in a preschool educational institution.
Ключевые слова: дидактические игры, развитие речи, дошкольники.
Keywords: didactic games, speech development, preschoolers.
Тематичекая рубрика: Дошкольное образование.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.
В своей работе особое внимание я уделяю дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Я считаю, что дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Основная цель моей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры.
Педагогические задачи моей деятельности:
1. Формирование системы научных знаний о природе и обществе.
2. Развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда.
3. Воспитание познавательных интересов, любознательности.
4. Формирование речи: пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.
Всё вышеизложенное послужило обоснованием для выбора темы «Дидактическая игра – средство речевого развития дошкольников.
Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.
Словесные игры. Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.
Настольно-печатные игры. Используются как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания.
Обязательными атрибутами в игровом процессе являются обучающие и воспитывающие задачи, четкие правила и точная последовательность действий. Игровые действия - основа игры.
Из опыта работы, хочу сказать, что дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки детей, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность.
Дидактические игры для решения задач речевого развития, закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Из всего выше сказанного могу сделать вывод, что использование дидактических игр в моей работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи детей - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления должны усваиваться, закрепляться детьми, какие качества личности можно формировать у них средствами данной игры. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться со сверстниками.
Я считаю, что первым условием, при котором дидактическая игра станет средством умственного развития — это наличие основных компонентов: дидактической задачи, правил и игровых действий. Вторым условием является правильная организация дидактической игры мной как воспитателем, включающая в себя подготовку к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
Я знаю, что методика проведения дидактических игр включает в себя: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, краткая беседа); объяснения хода и правил игры.
Анализируя проведенные игры, я выявила эффективные приёмы ее подготовки и проведения, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволил выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит организовать индивидуальную работу с ними.
Секрет успешной организации игры заключается в том, что я, обучая детей, сохраняю вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их.
Выводы:
Я думаю, что дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность. Изучив литературу по теме, я выяснила, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, и эффективным средством умственного развития ребенка, что обусловлено его психическим развитием.
Картотека дидактических игр и дальнейшее их использование в процессе формирования у детей умение классифицировать и связно описывать предметы показало эффективность моей работы. Результаты моей работы позволяют сделать вывод о том, что не все задачи, поставленные мной в начале работы по данной теме, решены. Я думаю, что для формирования качеств будущего школьника необходимо продолжать работу далее.
Список литературы:
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.- М., 1999.
2. Гербова В.В. Конспекты занятий по развитию речи. – М., 2002.
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М., 2008.
4. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич.- М., 2001.
5. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство дидактическими играми в детском саду. М.,2012.
6. Тихеева Е.И. развитие речи детей. – М., 1990.