Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников

Дата публикации: 2022-01-10 07:47:16
Статью разместил(а):
Короткова Марина Сергеевна

Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников

Didactic game as a means of speech development of preschoolers

 

Автор: Короткова Марина Сергеевна 

ГБДОУ "Детский сад № 87", Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: corotkova2017.corotkova@yandex.ru

Korotkova Marina Sergeevna

Kindergarten № 87, St.-Petersburg, Russia.

E-mail: corotkova2017.corotkova@yandex.ru

 

Аннотация: В статье описана проблема недоразвития речи детей раннего возраста и ее развитие посредством дидактической игры в условиях дошкольного образовательного учреждения. 

Abstract: The article describes the problem of underdevelopment of speech in young children and its development through didactic play in a preschool educational institution. 

Ключевые слова: дидактические игры, развитие речи, дошкольники.

Keywords: didactic games, speech development, preschoolers. 

Тематичекая рубрика: Дошкольное образование.

 

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.   

В своей работе особое внимание я уделяю дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.  Я считаю, что дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. 

Основная цель моей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры. 

Педагогические задачи моей деятельности: 

1. Формирование системы научных знаний о природе и обществе.

2. Развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда.

3. Воспитание познавательных интересов, любознательности.

4. Формирование речи: пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.

Всё вышеизложенное послужило обоснованием для выбора темы «Дидактическая игра – средство речевого развития дошкольников. 

Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения. 

Словесные игры. Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. 

Настольно-печатные игры. Используются как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания. 

Обязательными атрибутами в игровом процессе являются обучающие и воспитывающие задачи, четкие правила и точная последовательность действий. Игровые действия - основа игры. 

Из опыта работы, хочу сказать, что дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки детей, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность. 

Дидактические игры для решения задач речевого развития, закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. 

Из всего выше сказанного могу сделать вывод, что использование дидактических игр в моей работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи детей - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.                                                  

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления должны усваиваться, закрепляться детьми, какие качества личности можно формировать у них средствами данной игры. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. 

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться со сверстниками. 

Я считаю, что первым условием, при котором дидактическая игра станет средством умственного развития — это наличие основных компонентов: дидактической задачи, правил и игровых действий. Вторым условием является правильная организация дидактической игры мной как воспитателем, включающая в себя подготовку к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.                     

Я знаю, что методика проведения дидактических игр включает в себя: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, краткая беседа); объяснения хода и правил игры. 

Анализируя проведенные игры, я выявила эффективные приёмы ее подготовки и проведения, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволил выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит организовать индивидуальную работу с ними. 

Секрет успешной организации игры заключается в том, что я, обучая детей, сохраняю вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их.              

Выводы: 

Я думаю, что дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность. Изучив литературу по теме, я выяснила, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, и эффективным средством умственного развития ребенка, что обусловлено его психическим развитием. 

Картотека дидактических игр и дальнейшее их использование в процессе формирования у детей умение классифицировать и связно описывать предметы показало эффективность моей работы. Результаты моей работы позволяют сделать вывод о том, что не все  задачи, поставленные мной  в начале работы по данной теме, решены. Я думаю, что для формирования качеств будущего школьника необходимо продолжать работу далее. 

 

Список литературы:

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.- М., 1999.

2. Гербова В.В. Конспекты занятий по развитию речи. – М., 2002.

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М., 2008.

4. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич.- М., 2001.

5. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство дидактическими играми в детском саду. М.,2012.

6. Тихеева Е.И. развитие речи детей. – М., 1990.