Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Использование технологии проблемного обучения в работе с младшими дошкольниками

Дата публикации: 2022-01-09 20:55:33
Статью разместил(а):
Коркина Светлана Васильевна

Использование технологии проблемного обучения в работе с младшими дошкольниками

The use of problem-based learning technology in working with younger preschoolers

 

Автор: Коркина Светлана Васильевна 

ГБДОУ "Детский сад № 87", Санкт-Петербург, Россия

E-mail: svetlana9kor@mail.ru

Korkina Svetlana Vasilievna

Kindergarten № 87, St.-Petersburg, Russia

E-mail: svetlana9kor@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье представлен опыт использования технологии проблемного обучения в работе с младшими дошкольниками.

Abstract: this article presents the experience of using problem-based learning technology in working with younger preschoolers.

Ключевые слова: технология проблемного обучения, проблемно-игровая ситуация, творческое мышление, дошкольники.

Keywords: technology of problem-based learning, problem-game situation, creative thinking, preschoolers.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

«Боясь ошибиться, ребенок не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого».

А.М. Матюшкин.

Большинство взрослых считают детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из затруднительной ситуации. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых. Именно поэтому важно еще в младшем дошкольном возрасте способствовать развитию самостоятельности в процессе познания.

В настоящее время необходимо проводить тщательный отбор эффективных педагогических технологий в работе с дошкольниками, чтобы развивать у детей способность критически мыслить, желание исследовать, рассуждать и доказывать.

Технология проблемного обучения является одним из способов решения задачи, обозначенной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Технология проблемного обучения в детском саду – это такая организация взаимодействия с детьми, которая предполагает создание, под руководством педагога, проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Возникает вопрос, в ходе каких видов деятельности можно использовать технологию проблемного обучения? Эта технология универсальна: открывать новое можно в ходе любой совместной деятельности педагога с детьми и в рамках НОД. Технология проблемного обучения применима в работе с младшими дошкольниками при условии, что проблемно - игровая ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне его ближайшего развития» и сопровождается наглядным материалом.

Формы организации проблемного обучения:

- Проблемный вопрос. При ответе подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Проблемные вопросы содержат в тексте вопросы «почему?», «зачем?».

- Проблемная задача. Как в любой задаче есть условие (описание) и вопрос.

- Проблемно-игровая ситуация. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

Создавая проблемно-игровые ситуации, мы не преподносим детям знания, а побуждаем потребность в познании нового. 

Создание проблемной ситуации в условиях НОД.

Создать проблемную ситуацию, значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у дошкольников эмоциональную реакцию: удивление, затруднение.

Выход из проблемной ситуации в условиях НОД.

В рамках НОД младшие дошкольники не в состоянии самостоятельно (как ученый) выполнить сложные творческие действия. Педагогу необходимо организовать совместные творческие действия. Для этого следует использовать специальные реплики, стимулирующие детей к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Иными словами, для выхода из проблемной ситуации воспитатель должен развернуть побуждающий диалог.

Важно правильно реагировать на ошибочные и неточные ответы детей. Например, я использую реплики: «Так, кто думает иначе?», «Так, кто еще может сказать?». Первая часть фразы показывает ребенку, что его мысль принята к сведению, а вторая побуждает к повторному формулированию.

Алгоритм работы прохождения проблемной ситуации:

- Создание проблемной ситуации.

- Осознание противоречия/ выявление проблемы.

- Побуждающий диалог.

- Выдвижение предположений (определение путей выхода из ситуации).

- Введение в систему новых открытий (проверка, насколько верно решение проблемы).

Чтобы «пробудить» у детей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески их решить, я разработала и изготовила ряд методических пособий, картотек и памяток:

- перспективный план решения проблемно-игровых ситуаций с учетом программы и времени года;

- картотеку проблемных задач;

- копилку игр и творческих заданий по разделам:

на формирование понятия «противоречие» («Наоборот», «Хорошо-плохо»)

на умение различать реальный и фантастический мир

на развитие воображения («Клякса», «На что похожи облака?», «На что похожи наши ладошки?»)

на формирование системного мышления («Что умеет делать?», «Мои друзья»)

- альбом «Почемучка» (схемы-зарисовки проблемно – игровых ситуаций, предоставленные в свободное пользование детям).

Работа ведется в тесном взаимодействии с родителями. С целью заинтересовать и приобщить родителей к использованию данной технологии провела родительское собрание: «Спросил, открыл, создал». Разработала рекомендации по развитию творческого мышления у младших дошкольников; памятки по стилю общения с детьми в познавательных беседах. Привлекла родителей к пополнению «копилки проблемно-игровых ситуаций».

Рекомендации по развитию творческого мышления у дошкольников:

• Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка, помните, что каждый ребенок талантлив.

• Не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов.

• Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем»: в каждом предмете, явлении, факте. «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что - то в нем хорошо, а что-то - плохо.

• Способствуйте формированию у детей умений разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи.

• Играйте каждый день. Темы: «Антонимы», «Чем похожи …», «Чем может быть листок, палочка и т.п.», «Если бы ты превратился в …»

• Беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса, карандаша»).

Памятка по стилю общения с ребенком:

• Выслушайте ребенка.

• Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорить «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».

• Во время беседы идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения.

• Побуждайте ребенка возражать Вам, но возражать аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая.

Я считаю, что использование данной технологии в работе с младшими дошкольниками позволяет добиваться положительных промежуточных результатов освоения программы в соответствие с ФГОС.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN