Использование технологии проблемного обучения в работе с младшими дошкольниками
Использование технологии проблемного обучения в работе с младшими дошкольниками
The use of problem-based learning technology in working with younger preschoolers
Автор: Коркина Светлана Васильевна
ГБДОУ "Детский сад № 87", Санкт-Петербург, Россия
E-mail: svetlana9kor@mail.ru
Korkina Svetlana Vasilievna
Kindergarten № 87, St.-Petersburg, Russia
Аннотация: В данной статье представлен опыт использования технологии проблемного обучения в работе с младшими дошкольниками.
Abstract: this article presents the experience of using problem-based learning technology in working with younger preschoolers.
Ключевые слова: технология проблемного обучения, проблемно-игровая ситуация, творческое мышление, дошкольники.
Keywords: technology of problem-based learning, problem-game situation, creative thinking, preschoolers.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
«Боясь ошибиться, ребенок не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого».
А.М. Матюшкин.
Большинство взрослых считают детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из затруднительной ситуации. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых. Именно поэтому важно еще в младшем дошкольном возрасте способствовать развитию самостоятельности в процессе познания.
В настоящее время необходимо проводить тщательный отбор эффективных педагогических технологий в работе с дошкольниками, чтобы развивать у детей способность критически мыслить, желание исследовать, рассуждать и доказывать.
Технология проблемного обучения является одним из способов решения задачи, обозначенной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Технология проблемного обучения в детском саду – это такая организация взаимодействия с детьми, которая предполагает создание, под руководством педагога, проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Возникает вопрос, в ходе каких видов деятельности можно использовать технологию проблемного обучения? Эта технология универсальна: открывать новое можно в ходе любой совместной деятельности педагога с детьми и в рамках НОД. Технология проблемного обучения применима в работе с младшими дошкольниками при условии, что проблемно - игровая ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне его ближайшего развития» и сопровождается наглядным материалом.
Формы организации проблемного обучения:
- Проблемный вопрос. При ответе подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Проблемные вопросы содержат в тексте вопросы «почему?», «зачем?».
- Проблемная задача. Как в любой задаче есть условие (описание) и вопрос.
- Проблемно-игровая ситуация. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.
Создавая проблемно-игровые ситуации, мы не преподносим детям знания, а побуждаем потребность в познании нового.
Создание проблемной ситуации в условиях НОД.
Создать проблемную ситуацию, значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у дошкольников эмоциональную реакцию: удивление, затруднение.
Выход из проблемной ситуации в условиях НОД.
В рамках НОД младшие дошкольники не в состоянии самостоятельно (как ученый) выполнить сложные творческие действия. Педагогу необходимо организовать совместные творческие действия. Для этого следует использовать специальные реплики, стимулирующие детей к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Иными словами, для выхода из проблемной ситуации воспитатель должен развернуть побуждающий диалог.
Важно правильно реагировать на ошибочные и неточные ответы детей. Например, я использую реплики: «Так, кто думает иначе?», «Так, кто еще может сказать?». Первая часть фразы показывает ребенку, что его мысль принята к сведению, а вторая побуждает к повторному формулированию.
Алгоритм работы прохождения проблемной ситуации:
- Создание проблемной ситуации.
- Осознание противоречия/ выявление проблемы.
- Побуждающий диалог.
- Выдвижение предположений (определение путей выхода из ситуации).
- Введение в систему новых открытий (проверка, насколько верно решение проблемы).
Чтобы «пробудить» у детей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески их решить, я разработала и изготовила ряд методических пособий, картотек и памяток:
- перспективный план решения проблемно-игровых ситуаций с учетом программы и времени года;
- картотеку проблемных задач;
- копилку игр и творческих заданий по разделам:
на формирование понятия «противоречие» («Наоборот», «Хорошо-плохо»)
на умение различать реальный и фантастический мир
на развитие воображения («Клякса», «На что похожи облака?», «На что похожи наши ладошки?»)
на формирование системного мышления («Что умеет делать?», «Мои друзья»)
- альбом «Почемучка» (схемы-зарисовки проблемно – игровых ситуаций, предоставленные в свободное пользование детям).
Работа ведется в тесном взаимодействии с родителями. С целью заинтересовать и приобщить родителей к использованию данной технологии провела родительское собрание: «Спросил, открыл, создал». Разработала рекомендации по развитию творческого мышления у младших дошкольников; памятки по стилю общения с детьми в познавательных беседах. Привлекла родителей к пополнению «копилки проблемно-игровых ситуаций».
Рекомендации по развитию творческого мышления у дошкольников:
• Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка, помните, что каждый ребенок талантлив.
• Не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов.
• Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем»: в каждом предмете, явлении, факте. «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что - то в нем хорошо, а что-то - плохо.
• Способствуйте формированию у детей умений разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи.
• Играйте каждый день. Темы: «Антонимы», «Чем похожи …», «Чем может быть листок, палочка и т.п.», «Если бы ты превратился в …»
• Беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса, карандаша»).
Памятка по стилю общения с ребенком:
• Выслушайте ребенка.
• Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорить «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».
• Во время беседы идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения.
• Побуждайте ребенка возражать Вам, но возражать аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая.
Я считаю, что использование данной технологии в работе с младшими дошкольниками позволяет добиваться положительных промежуточных результатов освоения программы в соответствие с ФГОС.