Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Всестороннее развитие дошкольников посредством использования интеллект-карты

Дата публикации: 2021-11-11 19:21:20
Статью разместил(а):
Стоникова Александра Ивановна

Всестороннее развитие дошкольников посредством использования интеллект-карты 

Comprehensive development of preschoolers through the use of an intelligence card

  

Автор: Стоникова Александра Ивановна 

ГБДОУ “Детский сад № 87”, Санкт-Петербург, Россия 

E-mail: stonikova@mail.ru  

Sotnikova Alexandra Ivanovna  

Kindergarten № 87, Saint Petersburg, Russia  

E-mail: stonikova@mail.ru 

  

Аннотация: В этой статье описывается новая, инновационная технология, при организации образовательной деятельности с дошкольниками в ДОУ. В статье описываются все плюсы и минусы такой технологии, описана структура построения интеллектуальной карты.  

Abstract: This article describes a new, innovative technology in the organization of educational activities with preschoolers in preschool. The article describes all the pros and cons of such technology, describes the structure of building an intelligent map. 

Ключевые слова: интеллект-карта, дошкольники.

Keywords: intelligence card, preschoolers.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый воспитатель и специалист, пытается найти новые формы, технологии и методы работы в своей педагогической деятельности. Целью всех педагогов является развитие ребёнка во всех направлениях с минимальной помощи взрослого, развитие самостоятельности ребёнка в приоритете. Задача – научить ставить перед собой цель, задавать вопросы и находить на них ответы, путем сложных рассуждений делать правильные выводы. 

Поиски форм такого обучения, привели меня,  к мысли, что обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим, таким требованием и отвечает метод использования интеллектуальных карт. 

Такой новой формой работы в развитии дошкольников стал для меня метод использования ментальных карт. По-английски он называется "mind maps" (слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты"). В итоге получаются "карты ума". Ментальные карты ещё по-другому называются: интеллект–картами, картами знаний, мыслительными картами, картами головы. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.Карты ума позволяют на одном листе собрать всю необходимую информацию, относящуюся к решению проблемы, и окинуть ее одним взглядом. Карты ума не дают упустить из виду все минусы и плюсы того или иного решения. Карты ума активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факторы, упущенные при традиционном анализе. Плюс ко всему использование в ментальных картах образов и цветов активизирует интуицию, а это так же может оказать влияние на правильность принимаемых решений. 

Каковы полезные свойства интеллект-карт: 

- Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом. 

- Привлеrательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. 

- Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается. 

- Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, чего не хватает; 

- Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения. 

Возможность пересмотреть. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи. 

Как составлять интеллект-карты: 

Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально, так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его. 

В центре пишется и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы). 

Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы. 

Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой, добавляются символы, иллюстрации. 

Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Следуя данным правилам построения интеллект – карт мы можем добиться решения поставленных задач и идем к получению ожидаемых результатов. 

Например, надо дать детям знания по теме «Осень». Сначала спрашиваем, а что он сам об этом думает, приглашаем его порассуждать. И наводящими вопросами подводим к тому, что он сам находит ответ. А если ребенок не задает вопроса, но надо дать ему определенные знания? Тогда задаем вопрос сами, ставим в ситуацию, когда ребенку приходится повторять исторический путь познания и преобразования вещества или предмета, или объекта. Составление интеллект – карты. начинаем с того, что в центре располагаем центральный образ, в нашем случае это изображение корзины. Дальше задаем вопрос «Какие ассоциация у Вас вызывает слово осень?» От центрального образа рисуем "отростки", первого уровня которые и будут раскрывать главную идею. Главное выслушать каждого желающего. Отрицательных оценок не даем, так как это закрепощает. После детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями. В заключение наводим красоту: подрисовываем картинки, используем разные цвета ветви могут быть изогнутыми, похожими на ветви дерева.

Такие беседы внешне должны быть как бы импровизацией, воспитатель идет за логикой ребенка, а не навязывает своего мнения. На таких занятиях дети учатся системному анализу, знания добываются самостоятельно. Каждое занятие с детьми -, поиски, цепочки вопросов: как? Откуда? Зачем? Для чего? С чем можно сравнить? – все это и есть работа с элементами интеллект-карты. 

Трудности и проблемы использование опыта заключаются в том, что воспитатель должен на достаточно высоком уровне владеть знаниями и приемами использования интеллект карт. Данная проблема решается посредствам проведения мастер-классов, организацией практикумов. 

  

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN