Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Пересказ как средство развития связной речи старших дошкольников

Дата публикации: 2021-09-20 23:23:16
Статью разместил(а):
Ерофева Мария Михайловна

Пересказ как средство развития связной речи старших дошкольников

Retelling as a means of developing coherent speech of older preschoolers

 

Автор: Ерофеева Мария Михайловна

МБДОУ «Детский сад № 8», г. Арзамас, Россия.

e-mail: parusova.maria@yandex.ru

Erofeeva Maria Mikhailovna

Kindergarten No. 8, Arzamas, Russia.

e-mail: parusova.maria@yandex.ru

 

Аннотация: в этой статье автор пишет о том, что пересказ является средством развития связной речи старших дошкольников. Овладевая нормами родного языка, художественными нормами, решаются задачи умственного, эстетического и нравственного воспитания ребенка.

Abstract: in this article, the author writes that retelling is a means of developing coherent speech of older preschoolers. Mastering the norms of the native language, artistic norms, the tasks of mental, aesthetic and moral education of the child are solved.

Ключевые слова: старший дошкольник, развитие связной речи, этапы обучению пересказа, требования.

Keywords: senior preschooler, development of coherent speech, stages of retelling learning, requirements.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Дошкольный возраст – это этап активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех видов речи: грамматической, лексической, фонетической. Полноценное овладение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания ребенка. Чем раньше ребенок овладеет всеми нормами родного языка, тем свободнее дошкольник сможет пользоваться им в дальнейшем. В старшем дошкольном возрасте важно, чтобы ребенок умел правильно и связно излагать свои мысли. Связное высказывание показывает, насколько дошкольник владеет богатством родного языка, его грамматическим строем.

Пересказ как средство развития связной речи подразумевает под собой ознакомление детей с литературой. Обучение пересказу содействует развитию мышления, памяти, внимания и восприятия, а также обогащению словарного запаса дошкольника. В то же время, улучшается произношение, усваиваются нормы правильного построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Благодаря этому, ребенок усваивает положительные качества личности: толерантность, доброту, отзывчивость.

Пересказ – творческое воспроизведение литературного образца. Это более легкий вид монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.

Этапы работы по обучению пересказу старших дошкольников:

1. Вводная беседа (важно замотивировать детей на предстоящее чтение, использование наглядного материала, сюрпризный момент).

2. Чтение (свободное художественное восприятие произведения).

3. Беседа по содержанию и форме произведения (4-5 вопросов об основных моментах текста, чертах героев, определение жанра, композиция).

4. Повторное чтение художественного текста (установка на запоминание содержания).

5. Пересказ детьми (основной этап работы).

Оценивая пересказ, нужно обратить внимание на последовательность изложения текста, полноту, использование авторских слов.

Виды заданий по обучению пересказу старших дошкольников:

· По плану, т.е. составляется воспитателем или самим ребенком;

· По выбору из знакомых произведений;

· Пересказ в лицах (драматизация произведения).

Требования к произведениям для пересказа: текст должен обогащать моральный опыт детей, иметь воспитательную ценность; быть доступным по содержанию (иметь знакомых героев, иметь персонажей с яркими характеристиками; персонажи должны обладать понятными мотивами поступков); иметь четкую композицию (желательно с динамичным сюжетом); иметь образцовый литературный язык; доступность по объёму.

В старших группах используют тексты, где повествование сочетается с описанием. Дети пересказывают русские народные сказки, рассказы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В. Осеевой, Е. Чарушина, Е. Пермяка, Н. Сладкова, В. Бианки.

Таким образом, старший дошкольник, овладевая художественными нормами, совершенствует диалогическую форму речи, а также развивает умение поддерживать непринужденную беседу. Воспитатель, в свою очередь, используя пересказ как средство развития связной речи, выполняет задачи как обучения, так и воспитания будущего поколения.

 

Список литературы:

1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. 352 с.

2. Лебедева Л.В., Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр , педагогического образования, 2008.

3. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2007.

4. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной  речи  дощкольников. М.: ТЦ Сфера. 2007.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN