Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Подготовка и проведение сольных концертов с музыкально одаренными детьми

Дата публикации: 2023-10-12 20:43:02
Статью разместил(а):
Карпенко Татьяна Юрьевна

Подготовка и проведение сольных концертов с музыкально одаренными детьми

Preparation and holding of solo concerts with musically gifted children

 

Автор: Карпенко Татьяна Юрьевна

ГБОУ "Школа "Музыка", Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: tatyanayuryevna17@gmail.com

Karpenko Tatyana Yurevna

School "Music", Saint Petersburg, Russia.

e-mail: tatyanayuryevna17@gmail.com

 

Аннотация: В статье автор пишет о необходимости публичных выступлений юных музыкантов как итоге их образовательной деятельности и организации и подготовке подобных мероприятий.

Abstract: In the article, the author writes about the need for public performances of young musicians as a result of their educational activities and the organization and preparation of such events.

Ключевые слова: сольный концерт, эстрадная выдержка.

Keywords: solo concert, pop exposure.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Роль концертных выступлений в воспитании юного музыканта.

Публичное выступление учащихся является одним из сложных видов деятельности. Оно предполагает владение определенным комплексом теоретических знаний и практических навыков, требует постоянного музыкального, интеллектуального и артистического совершенствования. Ежедневно готовясь к музыкальным занятиям по специальности, к академическим концертам, конкурсам, экзаменам, публичным выступлениям каждый исполнитель проходит долгий и трудный путь от разучивания произведения до его конечного воплощения на сцене. Все это время любой музыкант, будь он учеником или уже зрелым гитаристом или аккордеонистом, работает над собой.

За годы учебы в музыкальной школе – а это 5-7 лет – отношения между преподавателем и учеником становятся почти родственными.

Именно на индивидуальных занятиях совместное переживание музыки часто бывает решающим для успехов ученика и способствует появлению у него желания самому исполнять ту или иную музыку. Пробуждение такой инициативы, стремления к исполнению можно считать первой маленькой победой в педагогической работе. Возрастает значимость педагога, который помимо творческого наставничества, должен повлиять на положительное отношение к публичным выступлениям, заложить основы сценической культуры, помочь ученику в выборе средств психологической подготовки к концерту. Нужно целенаправленно и последовательно формировать у своих воспитанников любовь к сцене, посредством привлечения их к концертному исполнительству.

Концерт, как эффективный способ проверки успеваемости и как форма исполнительской практики.

В процессе обучения игре на музыкальном инструменте каждый учащийся ДШИ, ДМШ должен «почувствовать» сцену. Концерт, как эффективный способ проверки успеваемости и как форма исполнительской практики, играют в воспитании юного музыканта большую роль. Выступление – наиболее ответственный момент в обучении. Оно должно всесторонне выявить уровень подготовки обучаемого и его достижения. 

«Учащийся должен привыкать к тому, что выступление – это серьезное дело, за которое он несет ответственность перед слушателем, перед автором произведения, перед самим собой и перед свои педагогом, что вместе с тем это праздник, лучшие минуты его жизни, когда он может получить громадное художественное удовлетворение», - говорит об этом известный педагог А. Алексеев. 

Нужно целенаправленно и последовательно формировать у своих воспитанников любовь к сцене, посредством привлечения их к концертному исполнительству. 

Являясь важной вехой в процессе обучения юного музыканта, развития его исполнительских навыков, каждое публичное выступление должно помочь подытожить достигнутое, наметить и уточнить дальнейшие перспективы художественно-технического роста. Пользу при этом оказывают не только этапы подготовки к выходу на сцену, не только сам процесс выступления, но и подведение итогов, умение дать правильную оценку происшедшему, сделать полезные выводы на будущее. Все это должно учитываться самим выступающим и его педагогом. 

В нашей школе помимо академических концертов, экзаменов, зачетов каждый год проводятся различные конкурсы, родительские собрания с концертом для родителей, сольные концерты учащихся. 

Сольный концерт – стимул создания мотивации к успеху в учебе. Происходит развитие творческих способностей ребёнка, совершенствование исполнительского мастерства.

Существует множество литературы, достаточно полно освещающей проблемы педагогической деятельности. Любая работа профессионала: методическая, педагогическая, концертная, воспитательная, должна быть направлена на пробуждение и поддержку любви юного пианиста к музыке, к музыкальному творчеству, к плодотворному опыту музыкального наследия. Ведь очевидно, что удача окрыляет, придаёт новые силы в творческих поисках, а неудача – приводит к психологической неуверенности, моральному дискомфорту, мучительным сомнениям в правильности избранного пути, творческой апатии. 

Методические задачи сольных концертов одаренных учащихся.

Подготовка и проведение сольных концертов одаренных учащихся преследует важные методические задачи:

образовательные:

• полученных знаний и умений ученицей в практической деятельности, обучение навыкам художественного  исполнения произведений различного характера и жанра,

• выявление качественного уровня овладения знаниями и умениями;

развивающие:

• развитие творческого воображения, исполнительского мышления, музыкальной памяти,

• развитие эмоциональной отзывчивости,

• совершенствование исполнительской  техники;

воспитательные:

• формирование сценической воли,

• воспитание эстетического вкуса,

• воспитание умения концентрировать внимание на исполнительских и художественных задачах,

• воспитание таких качеств как: самоконтроль, самооценка, целеустремлённость, уверенность в себе, настойчивость, способность к сотрудничеству.

Подготовка и участие ученика в концертах, творческих конкурсах каждый раз дает мощный толчок в его образовательном развитии. Накопленный опыт сценических выступлений, накопленный исполнительский репертуар ученика не должен быть утрачен и забыт после одного – двух выступлений на сцене. Собранные вместе, выстроенные в определенном смысловом порядке, произведения, выученные, подготовленные учеником, могут составить сольный концерт. 

Не каждый ученик способен охватить вниманием, последовательно исполнить 10-15 произведений. Нацелить на это ученика, его помощников – родителей, последовательно привести всех к нужному результату - это большая ответственность и особая задача преподавателя. 

Слушателями на таком концерте должны стать, прежде всего, учащиеся класса и их родители. Для преподавателя это благодатное время объединения класса. На уроки ученики приходят по одному, в разные смены. Посещение сольного концерта позволит остальным ученикам, их родителям оценить и понять перспективы творческого роста ученика в школе искусств, сравнить, оценить творческие способности и возможность своих детей. А так же коллеги, родители смогут оценить профессиональный, творческий потенциал преподавателя, в классе которого обучаются дети. 

При подготовке концерта необходимо продумать весь ход проведения мероприятия: 

- подготовить качественно музыкальный материал;

- подготовить ученика к исполнению достаточно протяженной программы;

- подготовить афишу концерта;  

- составить программу концерта; 

- выбрать ведущего; 

- подготовить слайдовую презентацию; 

- продумать приветственные слова для слушателей; 

- подготовить комментарии к исполняемым произведениям; 

- предусмотреть минуты передышки для исполнителя; 

- разработать раздел взаимодействия со слушателями, присутствующими на концерте; 

- подготовить слова благодарности участнику сольного концерта, его родителям. 

Подготовка афиши концерта. 

Афиша должна содержать имя исполнителя, дату, время, место проведения концерта. Также в афише следует указать имя преподавателя. Можно указать, кого вы ожидаете видеть на концерте в качестве слушателей, пригласить учеников, их родителей, коллег, администрацию школы. 

Составление программы концерта. 

Порядок произведений в программе концерта должен быть логически выстроен, чтобы это не был пестрый фейерверк музыкальных стилей и эпох. При выборе программы концерта необходимо внимательно подойти к вопросу сбережения здоровья ученика. Сложность программы должна быть сбалансирована, продумана по объёму исполняемого музыкального материала, оптимальна по времени исполнения. Нельзя допустить чрезмерной физической и эмоциональной перегрузки ученика. Для этого целесообразно сочетать в программе как более, так и менее сложные для исполнения учеником произведения. 

Выбор ведущего. 

Концерт в музыкальной школе, по моему мнению, должен нести, прежде всего, просветительский характер. Поэтому комментарии в рамках заявленной темы дополнят и обогатят концерт. Это может быть рассказ о творчестве композитора исполняемого произведения, о самом произведении. 

Подготовка слайдовой презентации. 

При подготовке концерта также можно провести исследовательскую работу с созданием слайдовых презентаций по исполняемым произведениям, по нахождению интересных фактов из творчества композиторов. 

Приветственные слова для слушателей. 

Чтобы финал концерта прошел достойно и празднично, слова благодарности участников друг другу должны быть продуманы и подготовлены так же, как и весь ход концерта. Момент вручения цветов только внешне выглядит как приятная неожиданность. По правде говоря, об этом тоже следует позаботиться при подготовке концерта. Считаю, что ученик обязательно должен получить подарок от своего преподавателя. И всегда нужно помнить о том, что и для учащегося – исполнителя, и для его педагога сольный концерт – это своего рода создание произведения искусства, за которое они несут ответственность перед слушателями.  

Каждый ребёнок - это целый мир непознанной индивидуальности, раскрыть которую и, по возможности, развить – задача педагога. В настоящее время система детского музыкального воспитания активно развивается. Процесс работы в исполнительских классах ДМШ постоянно совершенствуется, идут активные поиски, открываются новые возможности музыкального творчества. Не вдаваясь в анализ глубинных причин изменений профессионального музыкального образования, хотелось бы поделиться собственными мыслями по поводу оптимизации учебного и воспитательного процесса.

Роль преподавателя.

Преподаватель – это не только педагог музыки, который должен дать ученику первоначальные сведения о музыкальном устройстве изучаемых в классе сочинений, предложить наиболее эффективные методы развития общих, музыкальных и специальных способностей юного музыканта. Он должен не только пройти с учеником то или иное музыкальное сочинение, добиться точного исполнения текста, предложить удобную аппликатуру, наметить целесообразные методы технической тренировки. Такие задачи важны, но не являются ключевыми, стратегически важными в перспективе музыкального воспитания будущих специалистов разного профиля. Функции педагога в социальном плане гораздо глубже, сложнее и многоаспектнее. Это прежде всего воспитатель подрастающего поколения, просветитель, пропагандист художественных ценностей. Он учит своих учеников понимать музыку, воспринимать её специфический язык и общаться со слушателями при помощи этого вербально столь необычного, но в то же время богатого чувствами и настроениями языка. Воспитанный им молодой музыкант должен уметь общаться с внешним миром посредством музыки, проявляя через интерпретацию заложенное в ней сложное художественное содержание, обогащая его собственным пониманием, собственной внутренней культурой, индивидуальным видением множества разнохарактерных тенденций современного мира искусства.

Конечная цель, которую видит педагог (будет ли его ученик высоким профессионалом или просвещённым любителем музыки), обусловливает разные подходы, дифференцированные и индивидуальные средства и методы воспитания. В своём классе педагог – это учитель, артист, художник, бесконечно влюблённый в искусство. Ученик – это тот «материал», из которого надо «слепить» музыканта, вдохнув в него живую искру творческого горения. Все эти мысли, вероятно, не могут претендовать на всеобъемлющий охват заявленной темы. Мне лишь хотелось поведать о тех вещах, которые мне кажутся важными, над которыми мне приходилось подолгу размышлять в фортепианном классе, чтобы проникнуть в тайну педагогического искусства и сделать своих учеников достойными продолжателями прогрессивных традиций исполнительского искусства.

Эстрадная выдержка.

Поведение на эстраде, самочувствие во время игры, реакция на отношение аудитории – все это выявляется у каждого исполнителя, конечно же по-своему чрезвычайно различны и формы подготовки к концертным выступлениям и на вопрос: «Как себя вести перед концертом» - можно ответить словами замечательного педагога и пианиста К.И.Игумнова: «Нужно вести себя хорошо – не волноваться, не утомляться, не отвлекаться и не слишком много заниматься».

Очень ошибаются те педагоги, которые воспитание эстрадных навыков считают третьеразрядным делом. Разрыв между возможностями ученика и его навыками иногда приводит к большим неудачам на ответственных выступлениях, к паническому страху перед сценой, к психологическим травмам.

Работу по воспитанию сценичности следует начинать с самого начала. Именно в детском возрасте происходит интенсивный процесс формирования тех качеств, комплекс которых впоследствии станет основой личности музыканта. Заметно, что во время публичного выступления ребенок волнуется меньше, чем исполнитель старшего возраста. Детская психика направлена, прежде всего, на выражение положительных эмоций. Вот эта положительная направленность психики обучающегося музыке является серьезной предпосылкой для формирования ощущения удовлетворения от собственной игры на инструменте, удовольствие от общения со слушателем. Поэтому очень важно закрепить и развивать это чувство радости от выступления, сделать потребность своего ученика приносить радость людям.

Чтобы научиться хорошо играть на эстраде, необходимо как можно чаще выступать. Часто ученик отмечает: «Для себя уже играю, а для кого-нибудь другого еще не получается». Причина состоит в неумении сосредоточить внимание в присутствии посторонних людей. Необходима специальная тренировка в игре для товарищей, на уроке по специальности в обстановке, приближенной к эстрадной, с полной эмоциональной отдачей. Эстрадную обстановку можно создать не только на эстраде, но и дома. Известно, что неоценимую пользу приносит работа с диктофоном, видеокамерой.

Шлифуя отдельное произведение или концертную программу в целом желательно неоднократно записать свое исполнение и затем проанализировать «оттиск». Видеозапись как бы выполняет функцию законсервированного зала с публикой, заставляет исполнителя максимально сосредоточить свое внимание на исполняемом материале, формирует также психотехнику в условиях максимальной ответственности за качество игры. Упражнение может многократно повторяться. Исполнителя, который впервые работает на запись, сначала раздражают мелкие дефекты собственной игры в записи. Но, преодолев технические трудности, он все больше обращает внимание на художественную сторону звучания и убеждает в несомненной эффективности такого метода совершенствования своей психотехники в домашних условиях.

После тщательной работы с записью играть становится легче и для себя и для слушателя и на концертной эстраде. Следует учитывать, что многие отрицательные черты исполнения, как например, ритмические неточности или темповая неустойчивость, оказываются выявлены достаточно рельефно. Менее целесообразно практиковать такие целостные проигрывания несколько раз подряд, как известно, второй раз исполнить пьесу бывает легче, недостатков и шероховатостей при этом обычно оказывается меньше, что может породить чувство самоуверенности. Между тем на эстраде учащийся должен будет довольствоваться лишь однократным исполнением, гораздо полезнее поэтому после каждого исполнения возвращаться к детальной работе, чтобы вновь максимально мобилизовавшись, повторить подробную же проверку «на новом этапе».

Рациональными могут оказаться занятия перед выступлениями в различной обстановке. Все это способствует развитию быстроты адаптации, артистической гибкости и уверенности – словом, тех свойств, обладая которыми, учащемуся все реже придется ссылаться на то, что «дома все выходило и получалось».

Работа по формированию у юного музыканта-исполнителя сценической устойчивости должна вестись с детских лет. Тот, кто часто успешно выступает в детские годы, обладает большей психологической устойчивостью, в дальнейшем проще справляются с эстрадным волнением.

Можно выделить следующие пути и способы по формированию у обучающихся сценической устойчивости:

а) игра с завязанными глазами; в темной комнате (в медленном или среднем темпе сыграть произведение – дыхание ровное и не напряженное);

б) игра с помехами и отвлекающими факторами (можно включить радио на среднюю громкость и если сыграть программу без труда, то сосредоточенности можно позавидовать);

в) в моменты исполнения программы в трудном месте педагог произносит психотравмирующее слово «ошибка» - но ученик должен суметь не ошибиться;

г) поприседать, попрыгать раз 20, а затем проиграть концертную программу – это то же самое, что бывает в момент выхода на эстраду.

Выявленные ошибки должны быть устранены проигрыванием программы в медленном темпе.

В заключение хочется ещё раз подчеркнуть, что детское музыкальное образование является важнейшим этапом всей системы профессиональной подготовки будущих специалистов. Оно представляет собой важный этап в формировании юного музыканта, в превращении малыша в понимающего и чуткого пианиста, умеющего передать через владение инструментом свои чувства и эмоции слушателям.

И всегда нужно помнить о том, что и для учащегося – исполнителя, и для его педагога эстрадное выступление – это своего рода создание произведения искусства, за которое она они несут ответственность перед слушательской аудиторией.

 

Список литературы: 

1. Абрамова Е.В. Статья «Учите детей музыке. Почему музыкальное воспитание важно» 

2. Алексеев А.Д. Методика преподавания фортепиано.; М.: Государственное музыкальное издательство, 1961

3. Бочкарев Л.П. Психология музыкальной деятельности. - М.: Ин-т психологии, 1997.

4. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985

5. Драгайцева Д.Г. «Ансамблевое музицирование подростков в классе общего фортепиано как фактор развивающего обучения в Детской музыкальной школе»

6. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001.

7. Кон И.С. «Психология ранней юности» Москва «Просвещение» 1989 г. 

8. Мальцев С.М. О психологии музыкальной импровизации. - М.: Музыка, 1991.

9. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000.

10. Пилецкая А.А. «Коммуникативные и организаторские способности руководителя хора как основные компоненты модели специалиста» 

11. Подуровский В.М., Суслова Н.В. «Психологическая коррекция музыкально – педагогической деятельности» Москва, «Владос», 2001 г. 

12. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Методическое пособие; М.: Советский композитор, 1989.

13. Хохрякова Г. Возможно ли обучение без мучения? Методическое пособие; Новосибирск: 1998.  

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN