Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Карты Мак в работе педагога-психолога

Дата публикации: 2023-10-12 16:47:17
Статью разместил(а):
Шарипова Диана Насибовна

Карты Мак в работе педагога-психолога

Mac cards in the work of a teacher-psychologist

 

Автор: Шарипова Диана Насибовна

ГБОУ "Школа № 93 Пушкинского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: diana-sharipova-94@mail.ru

Sharipova Diana Nasibovna

School № 93 of the Pushkin district of St. Petersburg, St. Petersburg, Russia.

e-mail: diana-sharipova-94@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том как я применяю метафорические ассоциативные карты в работе с детьми. Как разговорить ребенка на первой консультации, как быстро увидеть суть проблемы, как провести коррекционную работу. Все ответы в этой статье.

Abstract: In this article I write about how I use metaphorical associative maps in working with children. How to get a child to talk at the first consultation, how to quickly see the essence of the problem, how to carry out corrective work. All the answers are in this article. 

Ключевые слова: карты Мак, метафорические ассоциативные карты, психология.

Keywords: Mac maps, metaphorical associative maps, psychology.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Метафорические карты могут применяться психологами в индивидуальной, семейной и групповой работе с клиентами любого уровня образования, без ограничений по национальному и религиозному признакам. Однако использование карт рекомендовано, начиная с младшего школьного возраста. Кроме того, они облегчают работу с широким кругом людей, имеющих недостаточный уровень образования, низкий уровень интеллекта, сложности вербализации (например, при алекситимии). С их помощью можно осуществлять проективную диагностику, консультативную и коррекционную работу. Как правило, на картах изображены пейзажи, люди, животные, объекты и ситуации из жизни, иногда абстрактные картины или коллажи. При этом изображение на метафорических картах может сопровождаться надписью, которая иногда располагается на лицевой стороне карт, а иногда — на оборотной. Надпись без изображения — совсем редкий вариант, но есть и такие.

Зарождение карт Мак началось в 1975 году. Художник Эли Раман, решил сделать искусство доступным и выпустил карточки со своими картинами. Но люди стали писать художнику, что в таком формате картины не просто вызывают эмоции, но ещё и побуждают к самоанализу. Помощниками же психологов они стали в 1982 году благодаря Моритцу Эгетмейеру. Сегодня метафорические карты издаются в разных странах, на многих языках.

Это не гадальные карты, как вы могли бы подумать. От гадальных карт они отличаются тем, как их интерпретируют, ведь психолог никогда не додумывают за человека что там нарисовано, не дает советов как поступить, психолог помогает сделать выбор, разобраться в себе, привести в порядок чувства и мысли.

Как работают карты Мак. Когда ребенок видит картинку, у него возникают ассоциации. Говоря об этих ассоциациях с психологом, ребенок может обнаружить то, что спрятано глубоко в его подсознании. Каждый видит на картах что-то, что соотносится с его текущим эмоциональным состоянием и потребностями.

В моем арсенале несколько разных колод, отличаются они лишь только тем что там нарисовано. Если по подробнее, то существуют несколько видов карт. Давайте разберёмся, в чём особенности каждого из них:

· Универсальные. Изображения на них могут быть самыми разными — природа, люди и ситуации, еда. Универсальные карты применяют для работы со всевозможными запросами.

· Персонифицированные. На персонифицированных картах обычно нарисованы люди, животные и другие образы. Человек видит персонажа, называет его свойства, а потом присваивает их себе. Персонифицированные карты используют для работы с эмоциями, личностными качествами, реакциями человека.

· Ресурсные. Название говорит само за себя — эти карты помогают обрести ресурс, уверенность, найти мотивацию. На этих картах могут быть изображены пейзажи, сценки из жизни, абстракции.

· Специальные. Это колоды, которые психологи используют для работы с определёнными запросами, например с травмой, кризисом, проблемами в семье. Рисунки на специальных картах соответствуют направленности запроса.

Существует множество форм работы и техник использования метафорических карт, практический психолог выбирает те или иные в зависимости от поставленных целей. Общим моментом всех техник является то, что психолог ставит вопросы, касающиеся актуальной для клиента темы, а клиент ищет ответы на эти вопросы в изображении, случайно выпавшем ему из колоды или целенаправленно выбранном им. В случае, когда карта содержит надпись, сначала интерпретируется изображение, затем слова. Если в колоде есть карты двух видов: только с изображениями и только со словами, интерпретируется случайное столкновение двух карт, как дополняющих друг друга, так и освещающих одну и ту же тему с разных сторон.

Когда приходит ко мне ребенок, я могу не всегда знать предысторию с чем он ко мне пришел, иногда бывает, что пришел он в первый раз, не видя меня до нашей встречи, и как тогда я действую? Я достаю карты Мак, именно те в которых будут изображены образы для знакомство с ребенком. С кем он живет, есть ли у него друзья, какие у него интересы, какие взаимоотношения у него в классе с одноклассниками и т.д.  

Расскажу на примере колоды «Я подросток». В ней находятся 100 сюжетных картинок наиболее встречающиеся в жизни подростка. Благодаря этой колоде можно помочь поднять и проанализировать тему сепарации в работе со взрослыми. В ней проиллюстрированы события, происходящие с ребятами от 10 лет и старше. Я предлагаю взять в руки колоду и отложить в сторону именно те сюжеты которые с ним происходили в реальной жизни. Опираясь на картинки из колоды, подростку легче поделиться сокровенным. Если ребенку тяжело говорить о себе, то предлагаю ему говорить о вымышленном персонаже. Есть два варианта выбирать карточки в закрытую или в открытую, тогда у ребенка есть возможность что то упустить и не рассказать, возможно оставить на потом, так как психолог у него должен вызвать доверие. Если же в закрытую, то есть шанс наступить как говорить на больную мозоль, но в таком случае нужно всегда быть готовым помочь, быть начеку. Потому что реакция может быть непредсказуемая.

Можно в эту работу подключить еще одну колоду карт, например «Спектрокарты». Они могут выступать катализатором терапевтической коммуникации, способствовать активизации воображения, раскрывают творческий потенциал, помогают в переработке информации и решении проблем на основе образного мышления, а потому могут применяться в образовательной практике. Из чего она стоит - это фотокарточки природы, на которых изображены фото деревьев, листвы, моря, камней, неба и так далее. Эта колода поможет вам с обманщиками, выдумщиками, ведь на ней не изображена какая то обыденная ситуация. Там лишь изображения природы, ребенок еще не способен сопоставлять такие картинки со своей жизненной ситуацией и ассоциировать с собой.

Эмоциональный мир ребенка так же можно проработать при помощи карт «Эмоциональный мир ребенка». Предлагается 6 карт с основными эмоциями: гнев, грусть, печаль, страх, радость, спокойствие, удивление и 45 сюжетных с изображением взаимодействие в семье, взаимодействие со сверстниками, ситуация школа. С этими картами можно работать как в группе, так и индивидуально так и в кругу семьи. Принцип работы ребенку предлагается сюжетная картинка, выбор возможен различными способами в закрытую или открытую. Затем ребенку задаются вопросы: Что происходит на картинке? Как тебе кажется, в этой ситуации ему хорошо и плохо? Давай придумаем, что могло бы происходить на этой картинке? После определения ребенком эмоционального состояния героя картинка, взрослый продолжает исследование картинки с помощью вопросов: А почему ему весело (или грустно)? Кто окружает малыша-панду? Важно понимать, что когда ребенок отвечает на вопросы он описывает свою актуальную жизненную ситуацию. Какую бы историю ни рассказал ребенок, важно не давать собственных эмоциональных реакций и интерпретаций на этот рассказ. Вы выступаете в роле слушателя.

Как я уже сказала, карты Мак помогают ребенку вспомнить то что он возможно уже забыл, это может быть что-то хорошее, а может быть и отрицательный момент в его жизни. Но этого бояться не нужно, чтобы сделать работу над ошибками, нам нужны эти ошибки, их не нужно просто забывать их нужно анализировать и уже исправленный для себя вариант сохранить для себя на будущее!

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN