Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Роль физической культуры в укреплении здоровья студентов

Дата публикации: 2023-08-01 09:59:38
Статью разместил(а):
Казакова Валерия Александровна

Роль физической культуры в укреплении здоровья студентов

The role of physical education in strengthening the health of students

 

Автор: Кaзакова Вaлерия Алексaндровна

Уральский институт ГПС МЧС России, Екатеринбург, Россия

E-mail: kazakovav01@mail.ru

Kazakova Valeriya Aleksandrovna

Ural Institute of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Yekaterinburg, Russia

E-mail: kazakovav01@mail.ru

 

Аннотация: Дaнная статья посвященa определению роли физической культуры в формировании здоровья студентов. Также в статье проaнализировано влияние физических упражнений на организм человекa и рaссмотренa необходимость физического воспитания среди студентов. В статье рассмaтривается понятие о здоровье студентов, ее компоненты, особенности здорового образа жизни современной студенческой молодежи и роль средств физического воспитaния в процессе формирования здорового образa жизни. 

Abstract: This article is devoted to determining the role of physical culture in shaping the health of students. The article also analyzes the effect of physical exercises on the human body and considers the need for physical education among students. The  discusses the concept of students ' health, its components, features of a healthy lifestyle of students and the role of physical education in the formation of a healthy lifestyle.

Ключевые слова: физическaя культурa; укрепление здоровья.

Keywords: physical culture; health promotion.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Введение.

Физическая культура – это один из важнейших элементов в жизни каждого из нас. Физические упражнения всегда оказывали влияние на человека: на его здоровье, настроение, работоспособность. Учеными доказано, что физические нагрузки не только делают спортивным и красивым наше тело, но также снижают уровень стресса, приводя в норму психологические функции организма.

За последнее десятилетие отмечается тревожная тенденция ухудшения здоровья молодых людей и их физической подготовленности. Это связано не только с изменениями, которые произошли в экономике, экологии, условиями труда и быта населения, но также с недооценкой оздоровительной и воспитательной деятельности происходящие в обществе, что и нашло отражение на гармоничном развитии личности молодежи. На сегодняшний день здоровье нации вызывает беспокойство в связи с увеличением количества потребителей наркотиков, алкоголя, табака, токсикомании, низким уровнем двигательной активности молодежи. А как мы знаем, в общем комплексе условий, определяющих уровень здоровья современного студенчества, первостепенное значение имеет их здоровый образ жизни.

Актуальность. В современное время проблема физического воспитания студентов приобретает особую актуальность. Сейчас довольно сложно представить нашу жизнь без занятий физическими упражнениями и спортом. Однако, большинство студентов предпочитает просто наблюдать за спортивными соревнованиями. К сожалению, далеко не каждый самостоятельно ежедневно занимается физической культурой, хотя бы делая утреннюю зарядку. Многие не понимают, что именно физическая культура благоприятно влияет на состояние здоровья не только физического, но и психологического.

В научных исследованиях В.Ф. Базарного, Л.А. Ждановой, Н.К. Ивановой, Т.В. Русовой показаны различные здоровье-сберегающие технологии. Вопрос о здоровом образе жизни студентов рассматривают такие ученые, как Н.П. Абаскалова, Н.А. Агаджанян, А.М. Гендри, О.П. Добромыслова, Г.А. Кураев, В.П. Лавренко, Л.А. Петровская, Д.И. Рыжаков и др., а в области изучения уровня знаний студентов о здоровом образе жизни работают А.В. Белоконь, Г. Василевская, Ю.М. Политова, Ю.И. Ротанаева, А.С. Свердлина, Г.С. Совенко, Л.Г. Шаталина.

Целью работы является рассмотрение физической культуры как средства формирования здорового образа жизни студента; определение значения физической культуры в укреплении и сохранении здоровья.

Задачи работы:

- изучить литературу по данной теме;

- рассмотреть воздействие физической культуры на здоровье человека;

- выявить роль физической культуры в укреплении здоровья;

- обусловить необходимость физического воспитания студентов.

Методы. При написании статьи я изучила разные пособия, статьи из научных журналов, проанализировала инструктивно-методические и нормативные документы.

Научная новизна заключается в том, что физические упражнения и нагрузки напрямую воздействуют на состояние здоровья студентов. Изучение влияния физической культуры на человеческий организм, позволит сделать определенные выводы, на основании которых можно будет разработать методы укрепления, сохранения, улучшения здоровья и увеличения продолжительности жизни.

Здоровье человека – это очень сложный феномен общечеловеческого и индивидуального бытия. Сегодня нет сомнений, что оно комплексно, ибо зависит от взаимодействия множества сложных факторов физического и психического, социального и индивидуального порядка, а нередко и философского свойства. И именно занятия физической культурой укрепляют и сохраняют наше здоровье. Поэтому стоит популяризировать и продвигать физическое воспитание среди молодежи и студентов в целом.

Под физическим воспитанием понимают педагогический процесс, ориентированный на развитие физической культуры личности. Таким образом, чем раньше студенты откликнутся к данной проблеме. Тем быстрее они смогут добиться успеха.

Существуют разные методы укрепления и сохранения здоровья. Главный метод – ведение студентом здорового образа жизни (ЗОЖ). Но в понятие ЗОЖ не входят только физические упражнения. Помимо этого, необходимо соблюдать сбалансированный рацион питания, здоровый сон, закаливание; не иметь вредных привычек и т.д. Однако, важную роль играет ежедневная утренняя зарядка. Только регулярно выполняя утренние упражнения, студент может достичь наилучшей физической подготовки, а позже и физического совершенства. Утренняя зарядка убирает вялость после сна, позволяет взбодриться, приводит в тонус нервную систему, улучшает работу дыхательной и сердечно – сосудистой систем. Благодаря зарядке повышается и физическая, и умственная работоспособность организма.

Физическое воспитание в вузе - это сложный педагогический процесс, целью которого является формирование физической культуры личности, способной самостоятельно организовывать и вести здоровый образ жизни. Это единственная учебная дисциплина, которая учит студентов сохранять и укреплять свое здоровье, повышать уровень физической подготовленности, развивать и совершенствовать жизненно важные физические качества и двигательные умения и навыки.

Всестороннее развитие личности, то есть развитие физических и духовных сил, творческих способностей является важнейшей задачей высшей школы. Перед вузами стоит важная задача приобщения студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями, повышению работоспособности, улучшению их подготовки к профессиональной деятельности, формированию двигательной активности и устойчивых привычек к занятиям физической культурой, воспитанию у них коллективизма, патриотизма, целеустремленности.

В процессе занятий физическими упражнениями студенты воспитывают в себе стойкость, выдержку, способность управлять своими действиями и эмоциональным состоянием, что характерно для здорового человека.

На мой взгляд, целью формирования здорового образа жизни в системе физической культуры и спорта в вузе могут быть такие виды физических занятий:

- сознательное, осмысленное участие в занятиях по физическому воспитанию;

- подготовка (тренировка) и сдача нормативов по физическому воспитанию;

-  разработка и регулярное выполнение индивидуальной физической подготовки с элементами закаливания (система закаливания водой);

- участие в спортивных играх (футбол, волейбол, баскетбол, теннис и др.);

- плавание, с переходом к моржеванию.

Глубокий анализ физической культуры дает понять то, что она имеет большие потенциальные возможности в формировании всесторонне развитой личности. Однако в реальной физкультурной практике эти богатые возможности используются далеко не полностью.

Каждому человеку обязательно нужно следить за своим здоровьем. Здоровье человека напрямую зависит от ряда факторов: образ жизни, наследственность. Экология окружающей среды, медицина. Так вот влияние образа жизни оценивается в 50%. Занятия физической культурой оцениваются именно по этому фактору. Таким образом, только сам человек в большей степени влияет на свое здоровье и только он сам может либо улучшить свое состояние, либо существенно ухудшить его.

К сожалению, на сегодняшний день статистика показывает, что больных студентов становится все больше и больше. Таким людям довольно сложно справляться со стандартными физическими нагрузками. Поэтому, исходя из результатов медицинской комиссии, по дисциплине физической культуры их определяют в специальную группу ЛФК (лечебно-физическая культура). Такой вид физической культуры является лечебно-профилактическим, помогает быстро и более полноценно восстанавливать здоровье человека. Помимо этого, ЛФК предупреждает появление осложнений различных заболеваний.

При формировании здорового образа жизни будущего специалиста должно осуществляться его развитие с учетом его личного отношения к содержанию занятий, усвоение норм и способов деятельности. Физическая культура является средством формирования здорового образа жизни только в том случае, если она является любимым занятием каждого студента.

Заключение. Таким образом, можно сделать вывод, что физическая культура играет огромную роль в укреплении здоровья людей, в частности студентов. Регулярное и умеренное выполнение физических упражнений действительно благотворно влияет на функционирование нашего организма. Низкая физическая активность определенно ведет к ухудшению состояния здоровья, развитию различных заболеваний и сокращению продолжительности жизни.

Студенты должны четко понимать и осознавать важность дисциплины «Физическая культура». Для этого образовательные учреждения должны разрабатывать новые методики и проводить мероприятия, чтобы мотивировать студентов к регулярному выполнению физических упражнений и повышению физической активности.

Я думаю, что всем нам стоит более серьезно относиться к занятиям физической культурой. Только избавляясь от чего-то вредного и внедряя в свою жизнь что-то полезное, возможно постепенно перейти к новому, более правильному и здоровому этапу.

 

Библиографический список:

1. Физическая культура и спорт. Сборник студенческих работ / под ред. Э.В. Овчаренко. - Москва: Студенческая наука, 2012. - 2299 с.

2. Васильева О.С., Правдина Л.Р., Литвиненко С.Н. Книга о новой физкультуре (оздоровительные возможности физической культуры). Коллективная монография. Ростов-н/Д.: Изд-во «Центры валеологии ВУЗов России», 2001. — 141 с.

3. Паначев В.Д. Физическая культура и спорт – средство социально- педагогического развития личности // Мониторинг качества здоровья в практике формирования безопасной здоровье сберегающей образовательной среды: материалы всерос. науч. практ. конф., Волгоград, 25-27 нояб. 2011г. С. 28-32.

4. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 528 с.

5. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. - М., 1990. - 510 с.

6. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студентов Высших учебных заведений. – 3-е изд-е, испр. и доп. – М.: Гума- нит.-изд. центр «Владос», 2004. – 624 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN